На прошлой неделе «Яндекс. Маркет» объявил о запуске новой программы, которая позволяет совершать покупки без перехода на сайт интернет-магазина. Выбирая товары, пользователь помещает их в корзину, а затем оформляет несколько заказов «в один прием», даже если товары относятся к разным магазинам, — говорится в официальном сообщении компании. Так как покупателю не нужно переходить на другие сайты, интернет-магазин в таком случае платит комиссию не по кликам, а по количеству покупок (CPA) — 1% от их суммы. Между тем модель CPC продолжает работать для тех, кто не использует новую функцию.
Вопрос о комиссии
Несмотря на то, что «Яндекс.Маркет» оставил работать обе модели, в компанию поступили возражения от некоторых представителей рынка. Одно из них было опубликовано на сайте «Цукерберг Позвонит». Автор текста — владелец интернет-магазина, и он не доволен размером комиссии «Яндекс.Маркета»: по его расчетам, она составит сначала 5,7%, а затем и 20% прибыли, если магазин делает скидки.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Однако, по словам Александра Феоктистова, директора по маркетингу «Яндекс.Маркет», именно продавцы давно просили начать работу по модели CPA, указывая на то, что самая честная модель — когда сервис берет деньги с магазина только за готовый переданный заказ, который он подтверждает у пользователя и передает в доставку.
Любая рекламная система берет деньги за продвижение. Эти деньги всегда ложатся в расходы магазина и влияют на прибыль. Вопрос в том, какая доля от дохода магазина идет на рекламу. Обычно реклама обходится продавцам в 2–15% от стоимости заказа. Самая низкая стоимость клиента — на торговых площадках, привлечение заказов через контекстную рекламу, медийку и SЕО обходится дороже, — считает Александр Феоктистов.
Проверка комиссий других аналогичных площадок приводит к выводу, что в среднем по рынку комиссия составляет 7%. В Amazon — 2,9%+0,30 долл, Rakuten — 8–15%, Wikimart — 2–8%, Ichiba — 5%, Ozon.ru — 15%.
Как будет работать CPA на «Яндекс.Маркет», пока неизвестно, продавцы только начали пробовать. Насколько эффективно будет CPA, сложно оценить, мы интегрируемся, чтобы это проверить, основываясь на успешности CPC, — говорит Дмитрий Фитискин, руководитель интернет-магазина «Кувалда.ру».
Новые роли «Яндекс.Маркета»
Некоторым участника рынка опасения продавцов кажутся оправданными: «Яндекс» — слишком большая компания, чтобы заботиться о всех сразу. Комисси в 1% для всякого рода магазинов — это равенство между монстрами е-коммерса и мелкими нишевыми игроками. Очевидно, что цель сервиса со временем ввести аукцион на размер процента и это будет смертный приговор для мелких продавцов, — предполагает Герман Клименко, глава LiveInternet.
С появлением новой программы положение «Яндекса» по отношению к интернет-магазинам и покупателем существенно меняется. Когда происходит покупка через «Яндекc.Маркет», пользователь четко понимает, что он покупает у какого-то интернет-магазина. Теперь, когда есть кнопка «купить» без перехода на сайт, пользователей может думать, что совершает покупку в «Яндексе».
С одной стороны, это вопрос для репутации «Яндекса». В этом случае функции «Яндекса», скорее всего, будут расширяться в сторону взаимодействия с клиентами для решения спорных вопросов (товары ненадлежащего качества, мошенничество и т. д.), — считает Виталий Панарин, директор по маркетингу eSolutions. Это значит, что «Яндекс» будет еще тщательней проверять интернет-магазины на добросовестность.
Но есть и другая сторона. Сегодня каждый производитель или магазин тратят достаточно много средств для улучшения интерфейсов своих сайтов, уделяя внимание непосредственно продуктовой части. А «Яндекс» с «кнопкой», по сути, предлагает продавать на своей площадке с собственным интерфейсом.
Это можно сравнить с продажей товаров Apple. iPad можно купить практически в любом сетевом магазине торгующем электроникой. Но так продавать продукцию Apple, как на Пятой авеню в Нью-Йорке, не будет ни один магазин в мире, — считает Вячеслав Кутеев, арт-директор «Аййо». Тот же Apple, по словам Кутеева, пришел в «Яндекс.Маркет» за аудиторией, поэтому компания, возможно, пробудет там недолго.
Источник: