Елена Масолова, Eduson.tv: «Преобладать будет формат flipped classroom»

Елена Масолова создала аналог западного сервиса Groupon и продала его в 2010 году самой компании примерно за $50 млн, после чего вошла в список Forbes «Топ-30 российских предпринимателей». Елена была основателем или инвестором более чем двадцати интернет-стартапов, в том числе венчурного фонда AddVenture и компании Pixonic. Несколько месяцев назад вместе с партнерами по Groupon запустила площадку дистанционного образования — Eduson.tv. Она должна помочь пользователям получать бизнес-компетенции дешевле и проще, школам и университетам — зарабатывать дополнительно на онлайн-обучении, а преподавателям — обрести славу и признание.

Я фанат дистанционного образования, потому что знаю по себе, насколько качественным оно бывает. Я училась полтора года в Stanford IDL, и это были самые сложные, насыщенные информацией, интересные курсы в моей жизни. Каждую неделю мы смотрели по три часа видеолекций, читали страниц по 200–300 статей и книг, отсылали эссе на проверку в Стэнфорд. Мой вывод — если преподаватели сильные (а у нас читали, в том числе, Кондолиза Райс и Майкл Макфол), то ты можешь сидеть за 10 000 км от лектора и всё равно получишь передовые знания, — говорит Елена.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

По ее словам, подобные идеи смогут поднять учителей на новый уровень и увеличить их заработок:

В ближайшие два года в мире появятся учителя, популярные, как рок-звезды. Лекции Соломона Хана из Khan Academy посмотрели 285 миллионов человек. Учителей-миллионеров будет все больше. Так, лекторы корейского онлайн-проекта MegaStudy заработали 67 млн долларов в 2012 году. Eduson также выплачивает преподавателям роялти от всех продаж курсов. Но деньги не единственная мотивация. Многим из наших преподавателей мы помогаем продвинуть книгу, блог, консалтинговую практику.

Cossa.ru поговорила с Еленой о будущем интернет-образования и планах развития Eduson.tv.

С плюсами дистанционного образования более или менее понятно — оно дешевле, система более гибкая и есть возможность общаться с профессионалами, которых при других обстоятельствах, возможно, никогда не удалось бы даже увидеть. А в чем, на ваш взгляд, минусы? Не секрет, что многие не в последнюю очередь идут за MBA, чтобы познакомиться с интересными людьми. Может ли дистанционное образование взять на себя эту функцию — поиска и налаживания контактов?

Не спорю. Через онлайн-сервисы можно познакомиться с большим количеством людей, но связи не будут такими же дружескими, сильными, как если бы вы вместе пили пиво два года. Плюс важно решение конкретных кейсов (вообще обсуждение любых задач) — в группах. По вашему опыту, можно ли достичь такого эффекта по Skype?

Читайте также  Pinterest — глобальная сеть обмена: около 80% пинов составляют репины

Не слышать альтернативные мнения — это минус, а многократно пересматривать непонятные куски материала, слушать подстроенный под себя «индивидуальный» курс и прочее — плюс. Для разных задач и кошельков лучше подходят разные форматы.

Верите ли вы в то, что все образование в будущем перейдет в онлайн?

Преобладать будет формат flipped classroom — «перевернутого класса», когда лекцию слушаешь дома в записи (может быть, сразу за 5 занятий), а «домашку» делаешь в классе с преподавателем. То есть, более 80% обучения перейдет в онлайн.

Мы опросили академиков, работодателей, сервисы MOOC и составили «Образовательный форсайт до 2040 года».

Каждый элемент образования изменится. Вместо посещения класса будет онлайн и смешанное (blended) обучение. Мы увидим учителей-миллионеров, популярных как рок-звезды. У каждого студента будет личный образовательный трек с модулями из разных университетов и сервисов. Работодатели (а не государство или родители) будут оплачивать образование. Элитные школы уровня Гарварда откроют сотни локальных представительств и сертификационных центров в мире. И, да, в 2037 году роботы с искусственным интеллектом будут массово учить наших детей.

Если говорить о специфике курсов дополнительного образования, как вам кажется, чему удобнее всего учиться дистанционно?

Всему, потому что сидишь дома и в удобное время слушаешь преподавателя. Сложно учить дистанционно практическим навыкам (например, хирургия) или навыкам, отрабатываемым в общении (переговоры, иностранные языки), но даже здесь можно весь теоретический блок смотреть заранее или общаться по skype-видео с преподавателем.

Как думаете, российские бизнес-школы (МИРБИС при ГУ-ВШЭ и прочие) считают вас конкурентом? Вы планируете приглашать их преподавателей в Eduson? Каково вообще ваше отношение к MBA в России?

В Вышке, РЭШ, Skolkovo есть несколько замечательных преподавателей мирового уровня, мы с ними общаемся. Уверена, качество курсов будет не хуже уже записанных нами c Wharton, LBS, LSE. А вот абстрактного «профессора Абрикосова», конечно, не зовем ничего читать.

Дафна Коллер в интервью на Hopes & Fears отметила, что «Россия всегда была в пятерке стран Coursera». Как думаете, с чем связан такой интерес российских пользователей к образовательным проектам?

Может быть, у нас есть проблемы с профессорами? На самом деле, мы первые в Европе по числу интернет-пользователей, и во многих сегментах Россия входит в топ-7 по числу пользователей, от статей в Wikipedia до установок мобильных приложений.

Вы были одним из предпринимателей, который публично заявил о поддержке Навального. В какой момент вы поняли, что для вас это важно? Как вы думаете, где та грань, после которой бизнесмен уже не может не обращать внимания на окружающую реальность?

Грани никакой не было, просто на Манежке 18 июля я увидела около 10 знакомых предпринимателей. Makes sense. Мы платим в интернет-банке налоги, как в черную дыру, и задумываемся, а куда на этот раз полетело — на шубохранилище, или плитку, или Сочи, которые дороже в 25 раз, чем «Манхэттенский проект». И почему я работаю, а чиновник зарабатывает? Это что за Локк-Гоббс-Руссо такой?

Читайте также  «Digital-психоанализ», часть вторая

О проекте

Сколько людей работают над проектом?

Небольшая, но очень эффективная команда. Все специалисты по видео и переводам работают удаленно, а в офисе — я, вице-президент по общению с профессорами, менеджеры корпоративных клиентов, пиар-менеджер и еще несколько супергероев.

На какие курсы вы делаете упор на Eduson? На что наблюдаете наибольший спрос?

Мы фокусируемся только на бизнес-тематике. Самый популярный курс — «Финансовое моделирование», где известный аналитик из инвестиционного банка строит сложную модель в Excel и комментирует процесс. Я даже сама купила этот курс, потому что в ГУ-ВШЭ вместо семинаров по «корпфину» ходила на свою первую работу в консалтинге.

Кто составляет «бесплатные курсы» (из лекций экспертов) — ими занимается отдельный редактор?

Отдельный редактор. Он теперь, как ходячая энциклопедия, иногда за обедом начинает рассказывать, почему у Мадлен Олбрайт коллекция брошек, или смеется на весь офис над роликом танцующего Билла Гейтса.

Вы ориентируете проект как на российский, так и зарубежные рынки. Расскажите, как сейчас пользователи из разных стран реагируют на Eduson?

Мы запустились на английском языке и только через три месяца добавили русский, китайский, португальский (для Бразилии). В июне 80% аудитории были из Индии и Бразилии, в июле добавились российские пользователи, вообще ориентируемся на BRIC и США.

На какой показатель по количеству оплаченных курсов хотите выйти через год?

Меня волнует общая выручка, а она может складываться из корпоративных продаж (где сумма контракта зависит не только от количества курсов), каких-то новых сервисов, которые мы еще даже не придумали. Все в онлайн-образовании сейчас экспериментируют, проверенной обкатанной модели нет. Это же не клоны клепать!

Как в построении этого бизнеса вам помогает предыдущий опыт развития купонного сервиса?

Я как инвестор или основатель участвовала в более 20 бизнесах — этот опыт, конечно, помогает. Например, я спокойно отношусь к тому, что какие-то наши изначальные гипотезы не подтвердились. Ок, быстро пробуем что-то другое.

А хватает времени жить чем-то еще, кроме бизнеса?

Хватает. Вот, подписи Навальному на Ибице собирала по Skype.

В этом разделе написано, какие новые возможности должны появиться у ресурса — рейтинг студентов, возможность посмотреть профили учеников, интерактивные видео. Расскажите чуть подробнее, когда можно ожидать эти нововведения.

Самое интересное — интерактивное, т. е. нелинейное, разветвленное видео. Мы готовим курс, имитирующий собеседование на работу. Курс строится, как твоя беседа с HR, в зависимости от твоих ответов показывается следующий кусочек видео, и можно завершить беседу как провалом, так и договоренностью о высокой зарплате.

Читайте также  Отчет Socialbackers: фешн-бренды в социальных сетях

Учитывая, что Cossa.ru — портал, ориентированный на digital маркетологов и рекламистов, было бы интересно услышать, во-первых, о том, какие курсы вы бы посоветовали пройти людям таких специальностей на Eduson.

  • Creativity in Business;
  • Личная продуктивность (у многих творческих людей с этим проблемы);
  • Прикладной маркетинг (модели, исследования, матметоды, а не креатив).

Во-вторых, о продвижении ресурса на российском и глобальном рынках. Сколько людей занимаются маркетингом? Что именно они делают?

Секрет. После того, как начинает работать экономика на первом пользователе, можно включать рубильник и масштабировать.

Какой документ о прохождении курса получает пользователь? Где его можно применить?

Сертификат с указанием имени преподавателя, вуза, рейтинга студента и уникальным номером, чтобы работодатель мог проверить подлинность. Можно добавить в резюме, профиль LinkedIn. Я сама училась в 2004–2005 по программе Stanford IDL, написала об этом в LinkedIn, а меня до сих пор спрашивают.

Самые популярные бесплатные курсы — Creativity in Business и Lessons of Billionaires. Сейчас готовы 25 курсов, в неделю добавляется по 1–2 курса, к концу года количество должно увеличиться до 80 курсов. Из них треть будет переведена на китайский, русский, португальский языки. Стоимость курса обычно не превышает $100 ($49, $99).

(Из FAQ)

В отличие от Coursera, ваши курсы, в основном, платные. С одной стороны, это барьер для привлечения пользователей. С другой — на Coursera есть большой процент тех, кто не доходит даже до середины, а когда человек платит, у него автоматически появляется мотивация. Вам кажется, что к выбору платных курсов пользователь подходит более осознанно?

Безусловно.

Что будет, если пользователь не захочет заканчивать курс на Eduson — он сможет вернуть деньги?

Наоборот, он не заплатит за курс, если вначале что-то не понравится. Первые лекции любого курса всегда бесплатные, чтобы можно было оценить профессора, кейсы. Мы не хотим продавать кота в мешке.

Информации сейчас очень много, появляются разные возможности для самообразования, только времени остается все меньше. Как бы вы посоветовали человеку выбрать, чему именно ему сейчас стоит поучиться? На каких лекторов и какую структуру программы обращать внимание при выборе курса?

Посмотреть на программу курса, насколько она абстрактная или практичная, посмотреть первые несколько видео. Быстро становится ясно — стоящий это лектор, или нет.

Источник: cossa.ru

Violettafan