Макс Лакмус: «Музыка должна быть бесплатной»

Давайте разделим наше интервью на две части. Первая будет посвящена тому, что все сейчас обсуждают антипиратский закон, который принимается в России, а вторая — рынку краудфандинга. Вы слышали, что на днях из ВКонтакте стали удалять аудиозаписи? (интервью проходило до момента принятия закона — прим.)

Стали удалять. Интересно, кто стал это делать. Я не понимаю, что там происходит. В частности, с группой Би-2 — никто не знает, кто стирает треки. Правообладатели последнего альбома полностью отрицают свое участие в этом. Би-2 тоже не стирают, тем более те треки, которые мы сами выкладываем.

Теперь насчет закона. Понятно, что рано или поздно это должно было произойти. Люди делают на пиратстве целые состояния и ничего не отчисляют правообладателям, это очень странно. Совершенно очевидно, что почти все пользователи ВКонтакте сидят в соцсети по двум причинам — удобно и просто, там есть все, и для этого ничего не нужно делать.

Но есть еще мнение, что ВКонтакте помогает продвигаться многим музыкантам. Особенно это относится к молодым исполнителям, о которых раньше никто не знал, тот же Oxxxymiron, например. Позиция Павла Дурова заключается в том, что бизнес-модель продажи альбомов устарела, нужно зарабатывать концертами и другими вещами.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Я слышал много комментариев от Павла Дурова. И с его колокольни это звучит как отмазка, потому что он говорит, что музыканты могут делать что-то еще. Если он специалист и профессионал в этом, если он может рассказать, как это делается, то он бы тогда, может, школу открыл. Потому что 200 тысяч групп в России с радостью оплатили бы это обучение.

Конечно, любая система распространения — это хорошо. А во ВКонтакте есть возможность продвигать свои посты, сообщества, и делается это тоже за деньги. Простой пример — группа Би-2. Более 100 тысяч поклонников в сообществе, что тоже по идее хорошо для соцсети. У YouTube, например, есть договоры с правообладателями, причем такие, что при миллионе просмотров видеохостинг предлагает много услуг. YouTube заинтересован в любом канале, а у нас все идут своим путем. В целом системы распространения — это всегда хорошо. Но если разбираться, почему у группы Би-2 не было продаж в последние 7 лет, то любой рекорд-лейбл говорит одно: «О каких продажах может идти речь, если на следующий же день записи уже везде?»

Вы не думаете, что в ближайшем будущем рекорд-лейблов может вообще не быть, что на смену придет мир свободного распространения и свободных знаний?

Я действительно считаю, что музыка должна быть бесплатной. У человека должна быть возможность скачать ее в любую секунду — найти на верифицированном официальном сайте или сообществе. Должно быть такое большое красивое облако счастья. Но в любом случае, те, кто зарабатывают на этом, берут за это деньги. Ведь провайдеры берут деньги с пользователей. Если ВКонтакте вдруг завалят, многие люди задумаются, а куда дальше-то. Они же там не просто ради общения сидят, а ради контента. Конечно, все должно быть более организовано. Ведь радиостанции отчисляют деньги музыкантам в Российское авторское общество — законодательством это предусмотрено. А в интернете такого нет, ну так случилось.

Читайте также  Digital-события декабря

А с Яндекс.Музыкой Би-2 работает?

Да, но только не мы, а рекорд-лейбл. Пока они дают не те деньги, ради которых имело бы смысл заморачиваться отдельно артистам. Суммы совсем мизерные, даже по сравнению с тем, что сейчас на Planeta.ru собирается, и, конечно, это не покрывает никаких расходов.

Мне верится, что рекорд-лейблы найдут себе занятие. Может, через какое-то время они научатся продвигать музыку, потому что их основная проблема в том, что они не умеют делать хорошее промо. Сейчас ВКонтакте научились делать хорошую систему распространения.

А Би-2 сам занимается продвижением в интернете? У вас ведь есть т. н. SMM?

Да, есть хороший SM-менеджер, который уже очень хорошо знает аудиторию, знает, как реагируют люди на те или иные посты, понимает, что и в какое время нужно ставить. Также знает, на что отреагирует Facebook, а на что — ВКонтакте. Аудиторная разница сильно ощутима. ВКонтакте — молодежная аудитория, они жмут лайки, шерят, но они дети, у них нет денег. А в Facebook люди сразу пишут какие-то правильные слова, могут основательно все расписать. Конверсия выше. Facebook — соцсеть более профессиональная, к тому же международная. Наши европейские и заокеанские друзья пользуются именно ей.

Расскажите о Planeta.ru. Все эти проблемы и натолкнули вас на создание краудфандинговой платформы?

Это уже с тоски, наверное, было сделано, потому что стало понятно, что никто не хочет этим заниматься. В зачаточном состоянии ресурс появился в 2011 году, когда мы с Би-2 запустили проект акционирования нового альбома. Мы даже сделали конференцию в РИА Новостях, где пытались рассказать на всю страну о том, что собираемся делать.

Мы тогда еще писали пластинку «Spirit», презентовали ее и рассказывали, что через полгода она появится, пригласили поклонников поучаствовать в этом. И довольно большое количество людей откликнулось. Конечно, краудфандинг — не очень понятная в России схема. Но мы просто решили внутри коллектива, что надо. У нас был совсем сырой интернетный модуль, мы его запустили, реализовали. За год работы, сборов и удачного выпуска альбома многое поняли. И, кстати, тогда выложили альбом в первый день релиза во всех соцсетях. Потом мы ездили по городам, рассказывали о проекте, тестировали его. И мы уже понимали, что нужно делать, поскольку был успешный опыт с Би-2. У нас было огромное желание поделиться этим со всеми. В целом интернет — это проекция твоих мыслей, твоих возможностей презентовать свою деятельность. И группы должны это понять.

А у молодых музыкантов с небольшим числом поклонников есть возможность собрать достаточно денег?

Конечно. У нас есть такие проекты. Группа «Кактус», например. Не скажу, что у них большая аудитория, но они сняли такой потрясающий ролик, что всех очаровали и довольно быстро собрали порядка 100 тыс. рублей. Конечно, не только они, есть и другие группы: «5diez», «Тараканы».

Planeta.ru как-то поддерживает музыкантов, или они все делают сами?

У нас есть отдел по работе с артистами, а также опыт, как правильно оформить проект, не растратив его, как правильно обращаться к людям и показывать проект в развитии. Для музыкантов прекрасно, когда происходит диалог. Люди пишут, что вот, мы с вами как будто бы в студии целый год находимся, записываем, следим за каждым движением. Романтика.

Читайте также  15 самых дорогих доменов всех времен

Проекты обычно появляются через личную связь? Как вы приводите людей? Как работает модерация?

По-разному бывает, и модерация, конечно, существует. Но я бы лучше назвал это поддержкой. Мы смотрим идею, беседуем, заключаем договор. Главное здесь — доверие, без которого ничего невозможно. Если идея интересна людям, они ее обязательно реализуют, а мы поможем. У меня всегда было раньше ощущение недосказанности, невозможности сказать спасибо авторам, которые много сделали для меня в детстве. Всегда было ощущение, что вот есть прекрасный актер или режиссер, и нет никакой возможности его поддержать. Что может прекраснее, чем напрямую участвовать в проектах людей, которых ты любишь.

Сколько у вас сейчас в среднем проектов?

В неделю запускается около 10 проектов, а стучится примерно 70.

А в среднем по цифрам — сколько денег можно собрать?

Запросы у музыкантов бывают разные. Например, «Тараканы» хотели собрать 250 тысяч рублей. Они добились своей цели и записали новогодний шуточный ролик о том, что очень рады, что люди принимали в этом активное участие. В конце ролика Сид (вокалист Тараканов — прим.) просыпается в метро — все это оказывается сном. Потом они удвоили эту сумму. Здесь мы фактически показали, как бы выглядел процесс в идеале. Сейчас все у них получается — на эти деньги они записали двойной диск (более 20 треков) и сделали много разных бонусов. Тараканы проводят предварительное прослушивание в клубе для поклонников, рассказывают, как это все происходит.

Надо понимать, что денег на все обычно уходит много — клипы, дизайн и продвижение. Это же не заработки группы, пока только производство. Например, группа Би-2 записывает пластинку в Москве, потом продюсер Эдриан Бушби, который работал с Muse, Foo Fighters, The Subways, сводит музыку в Лондоне, обсуждает все там же вместе с группой. Это, конечно, огромные цифры.

На проект Би-2 сейчас собран почти миллион, на проект «Нечетный воин» тоже почти миллион где-то за полгода. Обычно это происходи за 3–4 месяца. Суммы бывают разные, потому что у всех различные методы записи. Все очень индивидуально. Вообще, многие говорят, что пластинку можно записать бесплатно. Но те пластинки, которые активно слушают по всему миру, обычно записаны без искажений и так, чтобы можно было послушать весь альбом с начала до конца. А качественную запись должны делать хорошие студии, которые понимают весь процесс, на это требуются средства.

Сколько бывает неудачных проектов?

Почти все люди, которые могут обратиться к своей аудитории, делают успешные проекты. Но есть такие авторы, которые просто «хотели попробовать». Они все это как-то забрасывают и ждут. В итоге ничего не выходит. Но мы можем продлевать сроки, потому что нам важно, чтобы проект собрал хотя бы 50%. Тогда мы отдадим деньги с учетом того, что нам пообещают, что проект будет реализован. Таким образом мы хотим стимулировать авторов, чтобы они собирали все 100%. Если мы понимаем, что человек поставил заоблачную цель, беседуем с ним и договариваемся о меньшей сумме. Мы можем и вернуть деньги. Если средства так и не собираются, они попадают в кошелек на Planeta.ru, и при желании их можно вывести, либо человек может потратить их на другой проект.

Читайте также  Премии и конкурсы в digital, в которых стоит поучаствовать в 2016 году

Сколько людей проявляют активность на Planeta?

Показатели плавают, это зависит от стадий проекта и от людей, которые его делают. Но у нас всегда растет количество проектов, суммы сборов и число откликов. Если говорить о статистике, получается около 15 000 акционера в год. Можно представить, что каждый месяц их приходит по тысяче, но это очень грубо. С марта мы собрали более 7 миллионов.

А вы следите за какими-то другими российскими проектами по краудфандингу?

Есть «С миру по нитке», но сейчас они немного затухли. У них просто нет ресурсов, маленькая команда, чтобы работать над проектами, пиарить их, разрабатывать платформу. И мы их хорошо в этом понимаем, это колоссальная работа. Ну и Boomstarter. Следить особо не за кем.

Какой процент вы берете с проектов? Ресурсы окупаются?

Мы берем 5%. Краудфанинг в чистом виде будет приносить доход, только когда достигнет уровня Kickstarter. Надо понимать, что эти 5% от 17 миллионов — не та сумма, за счет которой можно жить. Но у нас гораздо больше опций — магазин, трансляции, своя соцсеть, онлайн-билеты. Планируем делать нормальный предзаказ концертов, потому что нам легко этим заниматься. В рамках проектов уже включаем мероприятия, которые продаются заранее: на закрытую презентацию «Нечетного воина» пришли 80% акционеров, которые купили акции без даты, и явка была 100%. Это идеальная схема взаимоотношений на будущее. Если люди сами будут способствовать созданию концертов в своем городе, привозить артистов, то это будет безотходное производство, потому что не надо будет тратить деньги на рекламу, билеты будут дешевле. К этому нужно прийти, но у нас уже есть какой-то результат. Краудфандинг — это только одна основная точка, а сопутствует этому все остальное.

Как думаете, может ли Kickstarter или другие зарубежные краудфандинговые проекты прийти в Россию?

Есть разница менталитетов, и она близка к полярной. Прийти сюда со своим движком и сделать кнопочки — этого недостаточно. Нужно уметь говорить, правильно обращаться. У нас до сих пор еще авторы пишут посты про себя в третьем лице: «Группа презентовала…», хотя могут написать «Мы презентовали…». Люди сложно воспринимают канцелярщину. Если говорить о финансовой части, Kickstarter работает с помощью платежной системы Amazon — деньги легко возвращаются на счет. То есть, если ты на проект не собрал, они просто не снимаются. Конечно, такая схема правильная, и такой системы, как Amazon, в России пока нет. У нас есть один быстро развивающийся магазин, который, возможно, будет сильно близок к Amazon.

А вообще, если говорить о Kickstarter, то у нас пока просто нет законодательной базы. Что такое краудфандинг — юридически не прописано. Получается, что краудфандинг мы подстраиваем под продажи и что-то еще. Именно для этого заключаем со всеми договоры. А Kickstarter, я думаю, не будет этим заморачиваться. Они не станут здесь создавать офис, чтобы люди смотрели, какие налоговые вычеты им нужно произвести. Вообще, у нас есть какие-то свои ментальные особенности, под которые очень сложно подстраиваться зарубежным сервисам.

Источник: cossa.ru

Violettafan