Я не технарь и боялась создавать технологический стартап, не имея соответствующего образования. У меня была амбициозная идея — создать соцсеть, объединяющую покупателей и розничных торговцев, но я даже не представляла, как выглядит строка кода, не говоря уже о том, какой там язык мы должны использовать или как отличить хорошего инженера от плохого. Как и у многих предпринимателей, у меня была идея, но я не знала, как воплотить ее в жизнь.
Когда я начала встречаться с потенциальными инвесторами, они все задавали один и тот же вопрос: «Как вы собираетесь это организовать?». Несмотря на то, что моя концепция им нравилась, они не собирались вкладывать деньги в мой проект, считая, что у меня недостаточно опыта, чтобы его раскрутить. Все предлагали мне найти кофаундера-технаря, который нёс бы ответственность за продукт. Я искала, но так и не смогла найти подходящего человека, так что решила действовать наобум.
Могу сказать, что три года назад, будучи учредителем-одиночкой без технического образования, я наделала кучу ошибок при создании моего продукта. Но я много чему научилась в процессе, и теперь у меня отличная команда из 12 инженеров и прочная платформа.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Я до сих пор считаю, что учредители, не имеющие технического образования, имеют шансы создать свой технологический стартап. Но они должны осознавать, что этот путь тернист. Вот некоторые вещи, которые я усвоила.
Доверяйте вашему чутью
Моя первая попытка основать Posse привела меня к местным разработчикам. Я сообщила, что мне нужна платформа, и мне ее спроектировали. Там все имели отличные резюме и работали с сайтами высокого класса.
Когда мне представили первые макеты сайта, я не на шутку встревожилась. Мне казалось, что иконки располагаются не там, где надо, что пространство главного экрана использовано нерационально. Во все этом не было смысла, и это было не то, к чему я стремилась.
Но на встрече я стушевалась — это же ребята, которые явно знают свое дело, а у меня и опыта нет. И промолчала. Они взялись за дело и создали сайт по своим макетам, и… это не сработало. Запустив сайт, мы провели пользовательские тесты, которые показали, что люди никак не могут понять, в чем смысл продукта. А даже если понимали, им было неясно, какие кнопки нажимать и когда. Все обернулось дорогостоящим провалом.
Пройдя через все это, я поняла: единственный человек на свете, кому небезразличен мой продукт, — это я. Это было мое видение и моя ответственность, и я должна была убедиться в том, что все соответствует моему замыслу. С тех пор я следила за каждым аспектом дизайна, и если что-то мне казалось бессмысленным, значит, оно было таким же и для пользователей. Я и сейчас, бывает, ошибаюсь, но теперь это мои собственные ошибки.
Обратитесь за советом
После первых инвестиций я смогла позволить себе нанять собственную команду. Так как я не был уверена в том, как именно подбирается команда разработчиков, я решила, что найму одного и дам ему право нанять остальных. Главный вопрос состоял в том, как мне понять, что я выбрала правильного человека?
Через несколько месяцев у нас была команда из четырёх человек. Стартап развивался медленно, и наш сайт работал некорректно. Наша команда не казалась «заряженной»: все уже в 5:30 расходились по домам.
Я помню, как смотрела «Социальную сеть» и восхищалась увлеченностью и способностями группы молодых разработчиков. И вот моя команда совсем на них не походила.
Как-то на конференции о стартапах я заметила Ларса Расмуссена (Lars Rasmussen), разработчика Google Maps. Я подошла к нему и изложила концепцию Posse. В общих чертах описав ему свои проблемы как учредителя без технического образования, я попросила помощи. Всю неделю он опрашивал нашу команду, проверял, как идут дела и представил меня ведущему инженеру Google, который впоследствии стал нашим техническим директором. Войдя в совет директоров и инвестировав в нашу компанию, Ларс также сыграл ключевую роль в наборе инженеров и разработке дизайна сайта. А инвесторы, узнав об участии Ларса в проекте, перестали, наконец, мне предлагать обзавестись кофаундером с техническим образованием.
Сосредоточьтесь на оформлении
Одна из самых сложных задач в создании продукта — понять, что нужно потребителю. Оказалось, что есть кое-то сложнее, чем найти главного инженера, — это найти главного дизайнера. Мы поработали с тремя [пока нашли нужного].
Я знаю, что бываю слишком придирчива, постоянно ловлю себя на том, что контролирую буквально каждый шаг главного дизайнера: «Может, увеличим размер?» или «Почему командные кнопки не одного цвета?». Конечно, такое многих раздражает, в том числе и меня.
Наш нынешний главный дизайнер Анна присоединилась к нам как стажер. Она оказалась настолько талантлива, что я сразу наняла ее на полный рабочий день, и уже через каких-то пять месяцев она заняла место нашего ведущего дизайнера. Каждый день она приводит меня в восторг своей креативностью и способностями, мне даже не к чему теперь придираться. Я знаю, что ее идеи — лучше моих. Я доверяю ей.
Не переносите дедлайны
Это неписаный закон природы: разработка всегда занимает больше времени, чем предполагается. Я не технарь, и мои разработчики знают, что я не имею понятия о том, сколько времени у них займет выполнение конкретного задания, чем они, порой, охотно пользуются, и это меня сильно огорчает.
Я поняла, что мотивация команды — главный фактор скорости разработки. Я также обнаружила, что ничто так не мотивирует, как дедлайн, который не переносится. Инженеры переживают и волнуются, когда знают, что море людей увидит их разработку и будет использовать ее на каком-либо большом событии или в специально выбранный для того день. Наша команда блестяще справилась, успев запустить наш стартап как раз к фестивалю South by Southwest — работали денно и нощно. Теперь я выбираю крупные события с учетом трех месяцев на подготовку. Это отличный способ заставить всех работать быстро и слаженно.
Не бойтесь ошибок
В нашей команде всегда возникает много идей, и невозможно предсказать, какая из них принесет больше пользы для Posse. Я часто загораюсь идеей и велю разрабатывать новые функции, когда мы еще не доработали и не протестировали приоритетные задачи.
В нашей команде есть разработчики, которые спешат выполнить задачи быстрее, используя все способы подряд, пока не найдется нужный. Но есть и другие, которые тщательно подходят к выполнению каждой задачи, чтобы добиться высокого качества исполнения. Я не сторонник ни одного из этих путей. Плодотворное развитие стартапа базируется на балансе скорости, опыта и качества. Опыт подсказывает: нужно концентрироваться только на самых важных аспектах, а также тщательно все проверять. И я не боюсь того, что-то сломалось или работает неудовлетворительно.
Когда я разговариваю с другими учредителями, даже самые успешные из них отмечают, что самым трудным в их стартап-карьере было выбрать правильный продукт. Всегда кажется, что такие крупные платформы, как AirBNB или Twitter без проблем обеспечивают ресурсами потоки своих пользователей. Но я стараюсь не забывать, что эти компании потратили годы на разработки, прежде чем раскрутиться. Я не так уж уверена, что их ранние итерации были столь успешны.
Прежде всего, мой вам совет, найдите хорошего консультанта по техническим вопросам. Для меня им оказался Ларс. Если бы он не стал частью команды, нас бы сейчас не было.
Ребекка Кэмпбел (Rebekah Campbell), Posse (ее Twitter).
Источник: