Как провести конкурс в Facebook и не облажаться

Для многих маркетологов и SMM-менеджеров становится сюрпризом тот факт, что проведения конкурсов, стимулирующих акций и прочих рекламных мероприятий регламентируются не только правилами (или их отсутствием) социальных сетей и других площадок, но и законами РФ.

Гражданский кодекс

Так как с законами в компаниях имеют дело юристы, то после того, как конкурс или акция, казалось бы, продуманы до мелочей, лучше все-таки проконсультироваться с ними. Юристы вынесут свои рекомендации, и вы сможете устранить все недочеты и «узкие места», подстелив себе тем самым соломку.

Юристы — это хорошо, но базовые вещи о проведении рекламных и стимулирующих мероприятий в социальных сетях должен знать любой маркетолог и SMM-менеджер. Организация и проведение подобных мероприятий в онлайне регулируются на основании гражданского кодекса РФ и его 57-й главы в частности.

Основные моменты:

1. Обязательно нужно написать правила, содержащие всю информация об организаторе конкурса, способе и сроках регистрации для участия в нем, количестве призов, порядке определения победителя и получения призов. Данные правила необходимо опубликовать.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

2. Собственно, затем идет сам конкурс, определение победителей, выдача призов и публикация результатов конкурса.

3. Если профит победителя превышает 4 000 рублей, то об этом нужно оповестить налоговую инспекцию по форме справки 2-НДФЛ.

Кроме того, существует и закон РФ «О рекламе», предъявляющий к конкурсам и акциям сходные требования. Особое внимание стоит обратить на статьи 5 (общие требования к рекламе) и 9 (реклама о проведении стимулирующих мероприятий).

Неисполнение требований законодательства может повлечь за собой внушительные денежные штрафы.

Правила проведения конкурсов в Facebook

По сути, официальные правила социальной сети запрещают проведение любых конкурсов и акций, которые хоть как-то можно ассоциировать с Facebook. Это значит, что нельзя проводить конкурсы на страницах брендов и обычных пользователей, использовать «лайки» в качестве механизма голосования и сообщать результаты победителям посредством личных сообщений, постов в хронике пользователей и комментариев к ним.

Зато разрешено просить пользователей зачекиниться в кафе, магазинах или призывать установить какое-либо приложение. Плохая новость для организаторов фотоконкурсов — для участия в соревнованиях нельзя просить пользователей загружать фотографии на стену.

       

 

    

     

    

               

             

     

    

Все промо-активности должны проходить только в специальных приложениях (можно использовать приложения-вкладки). Однако в России мало кто читает правила, так что в итоге, чуть менее, чем все конкурсы и стимулирующие акции, проводимые отечественными брендами, каким-либо образом нарушают правила.

Вот пример недавней акции Промсвязьбанка, которая вслед за реакцией представителя Tele2 Александра Блохина, вызвала шквал комментариев SMM-специалистов:

Для того, чтобы побороться за приз (новый iPad mini), пользователи должны нажать «Лайк» странице компании в Facebook и «поделиться новостью» об акции.

Читайте также  Когда аудитория работает на бренд бесплатно

Как видим — рекламное предложение нарушает как многие пункты правил Facebook, так и законы РФ:

Еще один пример — представительство компании LG в России, которое проводило лотерею среди подписчиков своей страницы. Чтобы получить возможность выиграть приз — смартфон LG Optimus Black — участнику было необходимо написать комментарий со своим именем под анонсом конкурса на странице LG Russia. Затем победитель выбирался случайным образом.

Очевидно, что в этом случае правила Facebook явным образом нарушены, хотя законы РФ соблюдены — написаны и опубликованы посредством заметки в соц. сети правила конкурса.

Пример, иллюстрирующий нарушения правил Facebook — фотоконкурс, проводимый журналом Glamour совместно с сервисом скидок Groupon. В правилах, опубликованных посредством создания события в соц. сети, сказано, что для участия в конкурсе женщины должны опубликовать фотографию на странице в Facebook. Далее победители определялись посредством голосования подписчиков — ими стали те участники, фотографии которых набрали больше лайков.

Как видим, здесь нарушается требование, запрещающее использовать «лайки» в качестве механизма голосования.

Примеров, где нарушаются правила, можно найти множество (сложнее будет найти, где не). Однако стоит отметить, что существуют специальные (в том числе бесплатные) приложения, которые позволяют проводить конкурсы и стимулирующие акции (например, Easy Promos).

Правило обложки

Еще одно частое нарушение — картинка на обложке страницы (Cover), которая появилась в профилях с приходом Timeline. Facebook накладывает ограничения (пункт Page Features — Cover правил) на содержание внешнего вида. Кроме оскорбляющей, недостоверной информации, запрещается размещать какие-либо коммерческие предложения, призывы к действию вроде «скачать программу по адресу» и так далее.

За все эти нарушения Facebook может заблокировать страницу. Пресс-служба соц. сети сообщила Cossa.ru, что подобные случаи рассматриваются отдельно, после чего принимается решение о блокировке/не блокировке страницы. Других комментариев получить не удалось.

Судя по тому, что такие крупные бренды как Промсвязьбанк и LG могут идти в обход правил Facebook, нужно очень постараться, чтобы вашу страницу заблокировали. После IPO Facebook топ-менеджеры соцсети не раз говорили о своем желании увеличить капитализацию компании, а активная работа по отслеживанию нарушений могла бы негативно сказаться на отношениях с представителями брендов.

Ссылки по теме:

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный)
SocialMedia Examiner
facebook.com (1, 2, 3, 4, 5)
Как юридически правильно организовать конкурс в Facebook

Источник: cossa.ru

Violettafan