Как найти подходящего аналитика

Человек или софт

Любой аналитик знает, что сам процесс работы с информацией заключается в сборе данных, составлении определенных целей/гипотез и их тестировании. В зависимости от типа вашего бизнеса вы можете делать упор на одном (или нескольких) из этих пунктов. Если вы интернет-магазин, то вам необходима систематизация данных, их постоянная выгрузка и обновление. Здесь крайне важны IT-навыки и работа с Big Data (регрессионный анализ, кластерный анализ, обязательная дескриптивная статистика и прочее). Спросите, с какими программами работал кандидат, как происходила «добыча» данных, в каких системах они анализировались (SPSS, Stata, Eviews и т. д. ). Учитывайте, что даже если кандидат хорошо разбирается в продвинутых статистических и математических пакетах, то это не всегда хорошо. Вернее, вы не всегда сможете использовать ресурсы кандидата на 100%, т. к. стоимость этих пакетов поражает воображение. Поэтому ищите аналитиков, которые хорошо разбираются в пакете Office и особенно в классическом Excel. Но если бюджет позволяет и у вас выбор — нанять еще одного кандидата или приобрести продвинутый софт — то выбирайте второе. Качество и глубина расчетов вырастет в разы, да и самим работникам будет приятнее работать.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Проверить в деле

Если вы работаете, к примеру, в ресторанной сфере, то здесь на первом месте знания маркетинга и стратегий. Узнайте, как кандидат находил бы дополнительную информацию (отзывы/мнения, фокус-группы, опросы) и насколько грамотно он умеет составлять опросы и проводить сбор данных. В данном случае от кандидата вы ждете построение грамотных вопросов и некую креативность (сухие цифры как некая точка опоры). Можно попросить его составить опросник — например, чтобы узнать у посетителей оценку вашей кухни. По предложенной анкете можно будет уже сделать выводы о квалификации кандидата: насколько он в теме, насколько точно и ясно заданы вопросы, какую информацию можно в итоге получить из этого опроса. В статье John Webb «Questionnaires and their Design» (оригинал доступен только на платной основе) есть много хороших советов по анкетированию. К примеру, следует быть крайне точным в построении вопросов (вместо того чтобы спросить «Как часто вы ходите в ресторан», лучше поинтересоваться «Сколько раз за последний месяц вы были у нас?»). Анкета должна быть составлена так, чтобы респондент не тратил на нее много времени, в вопросах — не больше 20 слов.

Читайте также  Андрей Черняков: «Когда заканчиваются деньги, на первый план выходит человеческий фактор»

Наконец, дайте при вас аналитику решить проблему вашей компании, хотя бы схематично расписать стратегию. Если вы видите, что кандидат предлагает нестандартные методы, а не «снижение цен/увеличение рекламы», то это хороший знак. Ищите креативность даже там, где от работника требуются только самые жесткие расчеты. Именно новые интересные решения помогут вам не только заявить в дальнейшем о себе на рынке, но и отхватить его часть.

Определить уровень

Современный аналитик должен обладать миксом знаний из области бизнеса, IT и аналитики.

Бизнес. Здесь подразумеваются не только стратегические решения, но и общее понимание маркетинга, рекламы, финансовой стороны и даже юридических аспектов. Этот параметр отвечает за понимание общей концепции бизнеса и уровень принятия управленческих решений.

IT. Если коротко, то в нашем случае это оптимизация работы конечных пользователей с Big Data. Вообще умение «добывать» эти данные — основная задача для сегодняшних аналитиков (взять, к примеру, статью Gian Fulgon «Big Data: Friend or Foe of Advertising», в которой описывается необходимость работы с массивами данных и факт того, что слишком много информации зачастую попросту не берется в расчет). IT — это то, что связывает анализ данных и стратегические решения.

Аналитика. Об этом пункте говорить можно много, но следует разделить его на три составляющие. Это анализ прошлых данных (historical data), прогнозирование будущих событий (forecasting) и описание текущей ситуации. Классификаций много, но временной срез самый наглядный и простой для понимания. К примеру, под forecasting понимается ожидаемая выручка в следующем периоде, оценка изменения целевой аудитории через 2–3 года (ее вкусов и привычек), влияние ожиданий на будущие тренды и многое другое.

Кандидат может обладать знаниями из этих областей в разных пропорциях. Где-то это отношение должно составлять 15/50/35 (онлайн-ретейл и B2C сектор, в частности), где-то — 70/0/30 (консалтинг и часто B2B для малых компаний). Вы должны сами определить (хотя бы примерно), чего вы ждете от кандидата и каким базовым набором знаний из каких сфер он должен обладать. Конечно, оценить эти навыки с точностью до процентов непросто, но вы можете представить себе это соотношение, пусть показатели и субъективны.

Постройте график или таблицу с тремя осями (показателями), и отметьте желаемый уровень: пусть, например, это будет 29/28/43. Опрашивая кандидатов, оценивайте их качества по этим показателям и выбирайте того, кто наиболее близок к запросу. Найти аналитика, который бы отвечал всем вашим требованиям, трудно, будем откровенны — это невозможно (если только это не чудо). Чаще всего ваш выбор будет состоять из специалистов с ярким разбросом характеристик и навыков.

Читайте также  С чего начинается клиентский бриф
Аналитика, %IT, %Бизнес, %

10 75 15 Алексей
33 34 33 Антон
25 50 25 Виктория
70 30 Егор
43 28 29 Идеальный кандидат

Иногда знания дороже, чем опыт

Там, где стратегические решения зависят не от самого аналитика, критерии отбора должны быть менее жесткие в плане опыта и более требовательные в плане образования.

Посудите сами — если ваш аналитик знает всего 1–2 модели, которые он прогонял все 5 лет в Excel, то толку вам от этого мало. Именно хорошее (и свежее) знание матчасти, различных программ и их различий, а также желание применять теории на практике — вот, что вам нужно. Есть и еще один минус у «матерых» аналитиков — нежелание переходить на что-то новое. Даже если вы видите, что ваш кандидат неплохо разбирается в самом анализе, но не интересуется последними новинками в своей сфере, то вам стоит задуматься.

Приведу пример: вы ищете человека, который бы смог оценить эффективность рекламы. С одной стороны, у вас есть опытный человек, знающий все классические KPI (ROI, CPL, CTR и далее), и есть новичок, знающий более изысканные модели анализа эффективности (к примеру, two-step Probit Model) и читающий Journal of Advertising Research. Конечно, можно выбрать первого кандидата, но от второго можно ждать больше интересных, со стратегической точки зрения, выводов и заключений. Ярким примером может служить шотландская пивоварня BrewDog, которая на данный момент выходит на мировой рынок и имеет среднегодовой рост выручки в районе 81%, согласно Fast Track 100. Наняв команду молодых маркетологов, руководство компании с первого же дня поручило им непростое задание — оценить потенциал рынка (как местного, так и мирового) и принять инвестиционное решение. Более того, юные специалисты должны были еще и найти сами эти деньги (т. к. компания частная, то она была сильно ограничена в ресурсах). В итоге пивоварня запустила несколько кампаний в стиле краудфандинга с интересным названием «Equity for Punks», заполучив за первый год существования порядка $6,8 млн. На данный момент уже прошел третий раунд сбора средств и, согласно оценке основателей компании, уровень потенциальных инвестиций превышает $250 млн. Итоги такой политики налицо — выручка пивоварни за 2012 год составила $17,2 млн и продолжает стремительно расти.

Дайте время

Не игнорируйте испытательный срок и тестируйте кандидатов — только так вы сможете проверить специалиста в деле. Если вы предложите адекватные деньги сразу после испытательного срока (с учетом потраченного аналитиком времени на доказательство своих умений и знаний), то хороший работник согласится. Остерегайтесь тех, кто не будет спрашивать вас о своей заработной плате — толковые работники знают, сколько они стоят на рынке, и будут биться до последнего, тогда как плохим все равно. Конечно, эти правила можно отнести ко всем работникам, но и здесь про них забывать тоже не стоит. Еще маленький нюанс: предлагая испытательный срок и обещая хорошую зарплату после — будьте четки в своем предложении. Аналитики — люди цифр и грамотных расчетов, им не нужен треп про дух компании, моральные ценности и прочее. Вы либо нанимаете этих людей, либо нет. Точка.

Читайте также  Михаил Гейшерик: разыскиваются лейтенанты

Источник картинки на тизере: Фотобанк Фотодженика

Источник: cossa.ru

Violettafan