Подробнее об индексе
Николай, расскажите как начинался Ваш путь к успеху?
Компания «Яндекс», где я работаю с 2002 года — мое первое и единственное место работы. Сюда я попал, можно сказать, почти случайно. Впрочем, оглядываясь назад, понимаю, что случайностей не бывает. Я учился в РГУ нефти и газа, где, в свое время, также учились Елена Колмановская и Аркадий Волож (главный редактор и генеральный директор «Яндекс» — прим.). Будучи еще студентом, я узнал, что Яндекс планирует развивать новое направление и открывает набор в команду. Я решил попробовать свои силы и успешно прошел все этапы собеседования. Мне предложили заняться новым проектом Яндекса «Купи слова», который в дальнейшем стал тем, что мы знаем как Яндекс.Директ. Этот проект и был родоначальником контекстной рекламы в Рунете.
Как называлась Ваша первая должность?
Менеджер по работе с клиентами.
Сколько человек было в Яндексе, когда Вы пришли в компанию?
Всего нас было человек 25-30, включая системных администраторов, секретарей и тот персонал, который был необходим на тот момент для работы Яндекса. Офис находился на улице Губкина, неподалеку от РГУ нефти и газа. К слову, мне было очень удобно ходить пешком из института на работу.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Наш офис занимал место в одном из зданий института математики им. Стеклова. Там же находилась и первая серверная, которую мы показывали всем клиентам. Она представляла собой маленькую комнатку, где располагалось несколько кондиционеров, пара вентиляторов, а в углу, между серверами, стояла раскладушка, на которой спали системные администраторы, если вдруг долго засиживались на работе. В те времена Яндекс был маленькой семейной компанией. Я очень рад, что с тех пор практически все, кто был в том составе, остаются в компании.
Сложно было совмещать работу и учебу?
Придя в компанию, в какой-то момент я понял, что моя университетская специальность — автоматизация систем управления в нефтегазовом комплексе — уже не приводит меня в восторг. Я все больше и больше времени уделял работе. В университете появлялся только для того, чтобы сдать все необходимые экзамены и курсовые.
Как скоро получилось заслужить первое повышение в должности?
Через 2-3 года меня повысили до руководителя группы. Яндекс начал стремительно развиваться, мы понимали, что число клиентов растет безумными темпами и будет расти еще. Мы всегда пытались выстраивать пропорциональную структуру роста, но могу сказать, что задач было все равно намного больше, чем людей, которых мы успевали под них нанимать.
Вы, судя по отсутствию кольца на безымянном пальце, пока не женаты. Жалко, что у Яндекса нет сервиса знакомств.
Это скорее вопрос не отсутствия вариантов, а просто мне пока рано.
То есть Вы пока не готовы к семейной жизни?
Всему свое время. Дети и семья — неразрывные понятия. Два важнейших проекта в жизни каждого человека. Я в этом вопросе не сторонник «стартапов». Я хочу уделять своей семье больше свободного времени, дать ребенку возможность расти и учиться за рубежом. Я с большим страхом смотрю на то, что происходит с российской системой образования. В конце 90-х в списке ведущих ВУЗов мира мы были на 5-ом месте, сейчас же МГУ— на 136. Наше образование находится в упадке, и в ближайшие 5-10 лет ничего не изменится.
В какой стране Вы хотели бы дать образование своему ребенку?
Великобритания, США, возможно, Германия или Швейцария.
Яндекс всегда был поисковиком номер один?
Мы появились позже Rambler и до начала 2000-х уступали ему по объему аудитории. Но в 2001 году все начало меняться, и, надо сказать, на это были объективные причины. Во-первых, Яндекс всегда концентрировался на поиске. Лично я считаю это ключевым фактором успеха. Мы всегда считали, что поиск — наш основной продукт и инструмент, который мы предлагаем аудитории.
Во-вторых, Яндекс очень много внимания уделял морфологии и языку как таковому. Мы понимали, что русский язык – сложный. Он содержит в себе огромное количество словоформ, склонений и спряжений. Например, такое явление как омонимия (совпадение звучания слов, различающихся по значению – прим.) значительно усложняет поиск. Робот не мог понять, имеет ли пользователь в виду зАмок или замОк. Он должен был определить это по словам, находившимся в запросе. Кроме этого Яндекс использовал все возможные формы слова, чтобы найти как можно больше ответов. Именно такие немаловажные особенности поиска позволили нам создать более качественный продукт и обойти Rambler.
Каких людей Вы стараетесь приглашать в команду?
У нас достаточно высокий порог ожиданий. Мы стараемся брать людей умных, подходящих нам по ментальности, по заряду и, самое главное — людей с горящими глазами.
Из чего состоит процесс отбора?
На протяжении первых нескольких лет мы не то что не пользовались услугами внешних HR, их не было даже внутри компании. Практически все открытые вакансии мы закрывали при помощи поиска среди друзей. Сейчас, в силу того, что объем набора очень большой, искать по знакомым уже, конечно, не получается.
Сегодня мы придерживаемся методики конкурсного отбора персонала. Например, у нас, в клиентском отделе, он проходит в 3 этапа. Мы собираем большую группу кандидатов и производим отсев: на первом этапе – тесты, на втором – презентации групповых проектов, на третьем – личных. На каждом этапе мы отбираем лучших. Я очень доволен такой системой набора. Люди, с одной стороны, проходят проверку профессиональных качеств, с другой — тест на стрессоустойчивость.
Согласны с мнением, что регионы – источник кадров для Москвы?
Да. Мотивация у иногородних действительно больше. Они готовы многого добиваться, они амбициознее и цели у них выше. У меня в департаменте 50% сотрудников не из Москвы.
Существует ли, на Ваш взгляд, кадровый голод на рынке интернет-рекламы?
Да, такая проблема существует. Но еще большую проблему я вижу в том, что игроки рынка недостаточно работают над тем, чтобы специалистов стало больше. Многие агентства и компании идут по пути наименьшего сопротивления. Когда нужен человек, 99% компаний пытаются переманить специалиста. Мало кто занимается воспитанием новых. Я же считаю, что просто необходимо создавать внутри компаний систему хорошего обучения. Например, у нас в отделе новые сотрудники проходят обязательное обучение. Кроме прочего, сотрудник, обученный с нуля, будет благодарен компании за знания, и «схантить» его в дальнейшем будет гораздо сложнее.
Как мотивируете работать свою команду?
Есть два пути. Можно, образно говоря, нанять хороших плотников, кройщиков — они поставят прочные мачты и повесят идеально скроенные паруса. Есть другой способ – взять обычных людей и научить их любить море. Дальше они сами все сделают: научатся возводить мачты, кроить паруса. Я сторонник второго пути, а именно: искренности, верности, лояльности и поддержки.
Какую роль сыграл в Вашей жизни Яндекс?
Яндекс дал мне бесценную возможность реализовать свой потенциал. Я рос вместе с компанией. От менеджера и мелких проектов, до достаточно весомой должности аккаунт-директора, которая сочетает в себе колоссальную ответственность, а также большое количество важных и интересных задач.
Источник: