Подробнее о проекте
Расскажи, как ты попала на рынок интернет-рекламы?
Я жила в Великом Новгороде и даже не думала перебираться в столицу. Но ситуация сложилась так, что мужу предложили работу в Москве, и мы согласились на переезд. Много чего изменилось с тех пор, с мужем я, в итоге, разошлась, зато нашла здесь любимую работу.
В какой-то момент я чётко поняла, что единственное, что мне приносит огромную радость — это работа с сайтами. Тем не менее, для меня интернет был малознакомой сферой. Всё, что я умела делать — это написание и разработка структур сайтов и написание текста.
В какой компании ты начала свою карьеру?
Это была DEFA Group, ныне DEFA Interactiv, она тогда занимала 3 место на рынке, и я пришла туда в качестве проджект-менеджера. Они очень интересные ребята, работа там дала мне много полезных навыков и знаний, но наша история не сложилась.
Потом я работала в агентстве «Ашманов и Партнеры». Далее было несколько стартапов и своё маленькое контекстное рекламное агентство, которое я создала на волне подъёма контекста. У нас было небольшое количество клиентов, из которых 4 или 5 ключевых. Во время кризиса 2008 года большинство из этих клиентов сказали: «Ребята, мы больше не инвестируем в интернет, нам бы самим выжить». Насколько я знаю, они до сих пор на плаву, но в тот момент они уничтожили все свои маркетинговые активы.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Мне пришлось уволить всех сотрудников, закрыть офис и решать, в каком направлении двигаться дальше. За тот год, что у меня было свое агентство, я поняла: поднимать свой бизнес — это очень тяжелое и, по моему глубокому убеждению, совсем не женское дело. Поэтому я решила снова стать наёмным сотрудником.
Куда ты пришла на работу?
Меня взяли экспертом по контекстной рекламе в Корпорацию РБС–холдинг, куда входила bdbd.ru.
Я начинала с позиции без подчиненности персонала, но, так получилось, что уже через 6-7 месяцев я стала руководителем отдела. Мы вывели отдельный бренд, перевели бизнес-потоки, создали юридическое лицо и сейчас уже являемся отдельной инфраструктурной компанией.
Прямо скажу, MediaGuru — нестандартный стартап, потому что мы стартовали с наработанной клиентской базой, и у нас были инвестиции. Мы очень постепенно развивались и достаточно долго являлись инвестиционным проектом.
Когда произошло ваше отделение?
В марте 2008 года, через 2 года, то есть к 2010-му, мы полностью выплатили все долги.
Выходит, уже 4 года ты руководишь самостоятельным проектом. Что было для тебя самым сложным за этот период?
Сложность — это всегда очень индивидуальный вопрос. У каждого будут свои успехи и неудачи, достижения и провалы.
Лично для меня сложным этапом оказалась иллюзия того, что существует некая граница, после которой всё станет хорошо. Казалось, что вот-вот мы наладим клиентский сервис, систему набора персонала, внутренние бизнес-процессы, и после этого можно будет вздохнуть спокойно и просто работать. Выяснилось, что такого не будет никогда. Осознание этого для меня было очень непростым испытанием.
То, что этот рынок постоянно меняется — это фактор, являющийся безумным конкурентным преимуществом web-маркетинга и одновременно огромным минусом, потому что он подразумевает нагрузку на сотрудников. Невозможно спрогнозировать, что будет через полгода. Например, «Яндекс» может поменять алгоритм, или у Google появится новый инструмент, с таким же успехом может грянуть кризис — факторов, которые оказывают влияние и при этом абсолютно непредсказуемы, огромное количество. Либо ты создаешь компанию, которая оперативно подстраивается под эти факторы, либо в какой-то момент твой бизнес перестает существовать.
Скажи, по твоему опыту, что самое главное для успеха контекстного агентства?
Каждая компания, которая работает на клиентском сервисе, проходит некие циклы и кризисы. Вопрос в том, как вы относитесь к этим кризисам. Можно воспринять их как урок, который нужно выучить, изменить что-то и идти дальше, и тогда они направят компанию в позитивное русло. А если относиться к ним, как к ошибкам, то компания будет стагнировать и уменьшаться.
Какое место вы сейчас занимаете на рынке?
Я думаю, что мы входим в пятёрку самых крупных байеров.
А кто ещё в этой пятерке?
На первом месте iConText. Точно в эту пятерку входит Adlabs. Больше таких явно выраженных лидеров я назвать не могу. Примерно нашего объёма — i-Media и MGCom.
Какие глобальные тренды на рынке интернета ты можешь сейчас выделить?
Самое сильное качество интернет-рекламы по отношению к оффлайну — это таргетинг. Мы можем выделить отдельного человека и, соответственно, результаты отдельной рекламной кампании тоже можно просчитать на каждого пользователя. Медийка начала сейчас расти за счёт таких же технологий ре-маркетинга и множественного размещения, когда формат неважен: есть единая сетка, которая покажет тот баннер, на который пользователь лучше отреагирует. На мой взгляд, реклама в Рунете будет развиваться в эту сторону.
То есть, ты считаешь, что правильнее не покупать площадку, а делать баинг под человека?
Я не особо большой специалист по брендингу и увеличению лояльности, моя главная задача — увеличение продаж. У каждого рынка есть пределы рентабельности, когда компания уже не может вкладываться, и сейчас рынок контекста в России сильно перегрет. Когда клик становится слишком дорогим, компания уже не может размещаться, начинается отток рекламодателей.
Тонкость в том, что если системой контекстной рекламы, вроде Яндекс.Директа, пользуется большее число рекламодателей, онa не почувствует этого оттока какое-то время, если это и «аукнется», то только через несколько лет. Google столкнулся с этой проблемой пару лет назад на иностранных рынках, систему пришлось изменить: AdWords позволяет людям не накручивать стоимость клика и более разумно подходить к прогнозированию и планированию рекламной кампании.
Эффективно ли работать с другими агентствами на подряде, и есть ли у вас подобный опыт?
Тут не стоит вопрос в правильности или неправильности, тут вопрос цифр. Например, вы имеете 3 млн. оборота по контексту, никаких сопутствующих услуг клиенту не продаете, получаете 300 000 возврата в месяц. Вопрос: хватит ли вам полученных денег, чтобы окупить свои расходы?
Нужно учитывать ещё один момент. Вы знаете, например, что у «Яндекса» в договоре прописано условие, запрещающее делиться агентской комиссией с другими агентствами? У Begun такое же условие, Mail.ru также внесли его в свой договор. Как вы будете работать с другими агентствами, если вы не можете с ними делиться своей выручкой? Вопрос…
Сколько всего людей сейчас у тебя работает?
По штату 32 человека. Плюс финансисты и юристы на аутсорсе.
По каким критериям ты набираешь себе сотрудников?
В первую очередь тех, кто влюблён в контекст. Я сама в восторге от него и до сих пор восхищаюсь им. Стараюсь искать людей, увлечённых своей деятельностью.
Я не согласна, что на рынке контекста некуда расти. У нас есть не одна и не две истории, когда человек из одного отдела переходил в другой. К тому же, так как это быстрорастущий рынок, карьеру на нем сделать достаточно легко.
Но, как мне кажется, движение от минимальной к максимально возможной планке достаточно небольшое.
Ты глубоко ошибаешься. Начнем с того, что на рынке контекста в Рунете есть 2 сильных игрока. Научиться пользоваться всеми инструментами — достаточно длительный процесс. Поэтому здесь есть, чем заниматься, мягко говоря.
Также появляются совершенно новые направления таргетированной рекламы: Facebook в ближайшее время более плотно начнёт работать с Россией, постоянно меняется ВKонтакте, у таргета Mail.ru сейчас активный процесс становления. Здесь тоже есть, куда расти.
Кроме того, мы постоянно тестируем сопутствующие площадки и схемы размещения, очень много интересного можно сделать с сайтами, с конверсией, можно идти в консалтинг — было бы желание.
Какие планы на ближайшие 5 лет?
Конечно, хотелось бы, чтобы агентство развивалось, менялось и приносило как можно больше прибыли. В плане работы мне как совладельцу хочется, чтобы бизнес был устойчивым, чтобы компания приносила учредителям стабильный доход. Специфика этого рынка такова, что стагнация означает смерть агентства. Нужно обязательно развиваться и расти, других вариантов нет.
При такой нагрузке получается ли у тебя не работать на отдыхе?
Да, и это правило. Более того, во время моего последнего отпуска у нас была смена инфраструктуры, и системные администраторы отрубили мне рабочую почту на второй день отпуска. А потом у сотового оператора был сбой и моя сим-карта тоже отключилась. Таким образом, 5 дней я была без всякой связи с Россией и очень хорошо отдохнула.
Какова сейчас твоя амбиция №1?
У меня есть амбиция зарабатывать большие деньги. Я в этом плане очень просто подхожу к вещам: главное — стабильный доход и чтобы клиенты были довольны. Денег любой ценой мне не нужно. Я не хочу сейчас заработать очень много, а через год потерять всю клиентскую базу из-за плохой репутации. Подобного я не допущу ни в коем случае.
Источник: