Ежегодно в интернете появляются десятки миллионов новых пользователей. Они создают миллионы аккаунтов в социальных сетях и сервисах, оставляя терабайты данных о себе и своих близких. Большинство виртуальных площадок уже давно перестали быть зоной развлечений, став важным инструментом личного развития и бизнеса, а значит — приобрели определенную материальную ценность.
Возможность передачи аккаунта или домена по наследству — важная составляющая системы защиты прав и интересов как частных лиц, так и бизнеса. В первом случае персональный сайт может представлять большую ценность для конкретного человека, а после его смерти — и для всех членов семьи, как память или ценный артефакт семейных традиций. Но не только. Если на личном аккаунте хранились объекты интеллектуальной собственности — стихи, музыка или изобретения — то в случае смерти автора может исчезнуть и весь его труд. Пользователи тратят немало денег в интернете: покупают премиум-функции, музыкальный и видеоконтент, «прокачивают» персонажей онлайн-игр, после чего аккаунты фактически приобретают реальную ценность. Конечно, сегодня в российской действительности передача по наследству эльфа 80-го уровня может показаться абсурдом, но, думаю, в перспективе и такие категории цифровой собственности могут стать объектом споров, а значит — правового регулирования.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Во втором случае, когда речь идет о бизнесе, группа в социальной сети или сайт может быть важной частью системы маркетинга и даже основным инструментом получения прибыли, например, если это интернет-магазин или коммерческие онлайн-сервисы. Одновременно со смертью администратора возможность управления такими проектами может быть утеряна, а восстановление повлечет значительные финансовые и временные затраты, которых можно было бы избежать, имея возможность заранее определить и назначить наследника.
Практика
«Фейсбук» стал одним из первых, кто обратил внимание на проблему аккаунтов умерших пользователей, позволив членам их семей обратиться в компанию и после предоставления соответствующих документов удалить аккаунт. Позже этот тренд подхватили и другие сети, а еще через некоторое время «Фейсбук» стал предлагать родственникам опцию мемориализации — частичную блокировку аккаунта с отключением возможности добавлять в друзья, но активной стеной, на которой друзья могут просматривать старые записи, фотографии и добавлять новые посты в память о дорогом человеке.
Что касается передачи по наследству самих аккаунтов, то первенство здесь принадлежит Google. С 2013 года клиенты компании могут при жизни самостоятельно определять судьбу своих аккаунтов в электронной почте Gmail и социальной сети Google+, запланировав их удаление или передачу близкому родственнику в случае смерти. Около месяца назад аналогичная возможность появилась и у «Фейсбука». Несмотря на введение подобных функций лидерами индустрии (это нередко означает, что тренд «подхватят» другие игроки рынка), большинство интернет-компаний и сервисов пока не готовы передавать доступы родственникам, вынуждая обращаться к судебным органам.
Законодательство
На законодательном уровне первые механизмы регулирования цифровой собственности также появились в США. В 2005 году в штате Коннектикут был принят закон о предоставлении родственникам доступа к электронной почте умершего. Позже в разных штатах стали появляться похожие нормативные акты, имеющие свои нюансы доступа к объектам цифровой собственности умершего. Например, в Айдахо и Оклахоме родственники умершего могут получить доступ к разным объектам: блогам, почте и социальным страницам, а в Индиане, согласно закону, можно получить доступ к документам и информации, хранящейся в электронном виде, или их копию. Последний и, пожалуй, самый всеобъемлющий нормативный акт в отношении цифрового наследования появился в 2014 году в штате Делавэр, где был подписан указ, позволяющий передавать родственнику умершего не только доступ к почте и аккаунтам социальных сетей, но и к различным подпискам на сервисы, облачные хранилища и другие данные, размещенные в интернете.
Российское законодательство в настоящее время не предусматривает наследование ни аккаунтов, ни доступа к почте. Но факты обращения в техподдержку российских социальных сетей родственников с просьбой заблокировать или заморозить аккаунты умерших, уже известны. Каждое такое обращение разрешается в индивидуальном порядке после предоставления определенных документов и идентификации родственников.
Домен как специфическая форма собственности
Интерес к наследованию доменов в России возник в середине 2000-х. Несмотря на то, что регистраторы доменных имен имеют возможность предусмотреть свои процедуры по передаче прав администрирования наследникам, самостоятельно определив условия и необходимые документы, сегодня большинство участников рынка все еще решают вопрос наследования домена лишь после наступления смерти владельца. Удивительно, но только в 2013 году у Reg.ru появилось очевидное и пока единственное на российском доменном рынке решение — опция завещания домена, позволяющая заранее, до наступления смерти администратора, определить наследника, а значит, исключить риск потери контроля над проектом даже на короткий срок.
Домен — специфическая форма собственности, владение им нельзя отождествлять с владением материальной ценностью, корректнее проводить аналогию с правом долгосрочной аренды, так как де-факто доменное имя «арендуется» у регистратуры. Кроме того, у домена может быть только один администратор, долевое владение доменным именем невозможно. Поэтому всего один пункт о наследовании домена, включенный в договор с регистратором, реально помогает избежать многих проблем. Судебный процесс между родственниками и даже мирное урегулирование спора требуют времени, при этом, пока идут разбирательства, управление доменом ограничено и интернет-ресурс теряет работоспособность. Если для частного сайта временные сбои в работе могут быть не ощутимы, то для коммерческого проекта это грозит имиджевыми и финансовыми потерями. В конце концов, непродленный и освободившийся домен может выкупить другой пользователь и при отсутствии, например, товарного знака, соответствующего домену, оспорить право на него будет крайне сложно.
Завещание домена — решение сравнительно новое для отечественного доменного рынка, но, несмотря на настороженное отношение ко всему непривычному, уже сейчас есть люди, желающие им воспользоваться. В своей практике мы неоднократно сталкивались с тем, что после смерти владельца доменного имени сразу несколько родственников заявляли на него свои права. Каждый из возникших конфликтов был урегулирован мирным путем, но в противном случае они могли бы перерасти в длительные судебные разбирательства. Учитывая, что стоимость некоторых доменов может быть сравнима со стоимостью недвижимости, наследникам было бы за что побороться.
Будущее цифрового наследования
Развитие интернет-технологий, появление новых сервисов и инструментов, несомненно, будет порождать новые прецеденты, а значит — стимулировать представителей IT-индустрии и власти внедрять новые механизмы регулирования этой сферы. Учитывая пока крайне скудный судебный опыт и специфику российской правовой системы, речи о новых законах, регулирующих цифровое наследование, пока нет. Скорее всего, сначала мы станем свидетелями принятия поправок к действующим законам, как это происходит, например, в сфере авторского права и оборота персональных данных. В перспективе же не исключаю, что в Гражданском кодексе появится отдельный пункт о цифровой наследственной массе.
Тем не менее, рядовым пользователям уже сегодня доступны механизмы, используя которые, можно позаботиться о своей интернет-собственности после смерти, а значит гарантировать, что труд на ее создание не был потрачен впустую.
Источник картинки на тизере: Depositphotos
Источник: