Рождение краудфандинга в России

Развитие Kickstarter изменило подход к получению инвестиций, позволив каждому реализовать свою идею. Так же, как в какой-то момент мир осознал, что социальные сети и блоги способны сделать популярным любого благодаря вирусному эффекту, пришло понимание, что существуют инструменты, которые могут заменить долгосрочный поиск инвестора. Как обычно, пока еще речь идет, по большей части, о западном рынке.

Один из самых популярных проектов на Kickstarter — часы Pebble (попросили $100 тыс., получили $10,26 млн.). Создатели получили столько заказов, что ближайшие несколько лет могут заниматься только этим.

В 2008 году в России стартовал проект Kroogi.ru — сайт, где каждый может скачать музыку, заплатив при этом столько, сколько считает нужным. Учитывая, что практически все записи к тому времени можно было послушать в интернете раньше, чем на CD (да и кто сейчас покупает CD?), он предоставлял возможность, с одной стороны, фанатам помочь любимым бэндам, с другой — заработать музыкантам хоть что-то с записей, помимо концертов.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Дальнейшее развитие краудфандинга в России, хотя и все еще в зачаточном состоянии, формировалось с возникновением т. н. интернет-звезд, «тысячников», которые, обладая уже некоторой лояльной аудиторией, могли напрямую обращаться к ней через профиль в Facebook или LiveJournal. Этим не злоупотребляли — финансирование просили под некоммерческие и социально-значимые проекты — фонды, «Роспил», кошелек Ольги Романовой и пр.

После того, как музыканты из Би-2 собрали на платформе краудфандинга деньги на запись альбома, в России узнали о ресурсе Planeta.ru. А потом, сам того, вероятно, не ожидая, новый портал о культуре Colta.ru испробовал модель и привлек больше 600 тыс. рублей. Это открыло новый виток развития краудфандинга, потому как Colta — не рок-звезда, которой тысячи фанатов готовы отдать все, что угодно. Журнал «Милый друг» тоже пытался использовать эту модель, но, выпустив первый номер с моей самой любимой обложкой, дальше не продвинулся.

Можно заметить, что весь российский опыт сводится к тому, что мы уже вроде бы готовы инвестировать в эстетические вещи, которые нам приятны и создаются, прежде всего, ради идеи. Но о поддержке бизнеса пока речи не идет. Любимому музыканту или даже начинающему режиссеру деньги собрать проще, чем, например, продуктовому бренду.

Но в США уже несколько лет существуют другие формы мотивации. Например, платформа Secondmarket.com. Компании, которые отчего-то не стремятся выходить на IPO, здесь могут продать часть себя. По некоторым данным, на сайте присутствуют около 80 российских компаний.

Кстати, несмотря на то, что на Kickstarter формально наши проекты не могут быть представлены, здесь можно встретить довольно много русских кейсов.

Сегодня я была на пресс-конференции проекта Smartmarket.net, который получил $1,4 млн. инвестиций от фонда Лайф-среда (специализируется на финансах). Со слов создателей я сделала вывод, что он планирует занять нишу краудфандинговой платформы, совместив в себе Kickstarter, Secondmarket и что-то еще, что я не запомнила. Зарабатывать будет на комиссии в 10% с каждого проекта. По словам создателей, потенциал развития в России — около 3 млн. человек, и эта цифра будет продолжать увеличиваться.

Читайте также  YouTube хочет изменить отношение рекламодателей к видео в интернете

Несмотря на то, что сейчас только ленивый не привлекает миллионы долларов инвестиций (например, Cossa.ru), я обратила внимание на Smartmarket из-за двух кампаний, которые они используют в качестве первых собственных кейсов.

1. Фильм «Оператор реальности» с участием Ивана Охлобыстина и Вадима Демчога. Кино, в создании которого принять участие может каждый. Вся информация транслируется на специальном сайте snimaikino.ru, на YouTube был запущен первый ролик.

Скоро выйдет первый трейлер. Если вспомнить опыт фильма западного аналога по финансовой модели «Iron Sky», у которого до официального релиза было выпущено 170 видео-роликов, у «Оператора реальности» еще все впереди.

Вадим Демчог, один из вдохновителей проекта, воспринимает его как абсолютно новый формат съемки, у которого нет границ. Говоря на языке digital, это первый пример user generated content в кино. На пресс-конференции Вадим рассказал, что идея постоянно привлекает новую поддержку, не только материальную: Олег Нестеров решил записать для фильма трек, Борис Гребенщиков прислал письмо из Петербурга, где интересовался, чем может помочь. Было бы здорово, если бы в дальнейшем платформа snimaikino позволяла молодым режиссерам находить финансирование для своих идей.

По словам генерального директора Smartmarket.net, российский инвестор в среднем готов вкладывать в проект 29 тысяч рублей, чего вполне достаточно для того, чтобы собрать несколько миллионов за счет массовости сервиса. Ожидается, что бюджет фильма составит 300 млн. рублей. За небольшое вложение предлагаются разные виды бонусов.

2. Congress Day, на котором состоится встреча с Ричардом Брэнсоном. Условия — 39 000 руб. (пригласительный билет) или 120 000 руб. (включает фотосессию с Брэнсоном). Судя по всему, создатели сервиса настроены зарабатывать не только на комиссии.

Несмотря на яркие кампании, которые призваны привлечь внимание к Smartmarket.net, сам сайт выглядит пока достаточно блекло в сравнении с той же Planeta.ru, не говоря уже о Kickstarter. Кроме двух собственных проектов больше ничего не представлено (возможно, потому что пока еще больше ничего нет).

В любом случае, развитие подобных стартапов показывает, что модель краудфандинга становится более понятной и популярной в России.

Источник: cossa.ru

Violettafan