О Внимании к Авторитетам

Эту колонку кто-то из вас уже видел в нашей рассылке «От редактора», но мы решили и на сайт её тоже выложить. Для архива.

Недавно мы проводили опрос среди наших читателей, выясняя их интересы, опыт работы и прочие важные вещи. И в нашем опроснике было поле для свободного комментария. Туда можно было вписать что угодно, и нам туда и писали — и благодарности, и пожелания, и сообщения о багах. И даже несколько предложений о сотрудничестве нам через эту форму прислали. (Это, кстати, отличный пример логики общения — вроде бы на e-mail гораздо удобнее письмо отправить, но человек напишет там, где уже как бы сложился диалог.)

В числе прочих пожеланий был и совет публиковать побольше «заслуженных людей» и поменьше — «болтунов из местечковых агентств». И этот отзыв лёг мне на больную мозоль.

Вот ведь штука какая. Так уж мы устроены, что стараемся экономить мысленную энергию всегда, когда только можно. И очень в этом вопросе помогающая штука — Внимание К Авторитетам. Если человек добился много чего — есть смысл его послушать, может быть, и ты следом чего-то добьешься, ухватишь кусочек от его успеха. А вот если это непонятный хрен с горы, то тратить время на него не будем. Этот механизм работает автоматически, у всех без исключения, просто в разной степени. И он нам часто действительно помогает. Кого слушать по вопросу диагноза — авторитетного профессора или вчерашнего выпускника медвуза? Хотя и тут бывают исключения, но статистически авторитетный профессор предпочтительнее.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Однако этот же механизм играет с нами злую шутку. Даже три.

Во-первых, мы пропускаем важное и полезное, если оно упаковано недостаточно авторитетно. Факт, подтверждённый исследованиями: человек в костюме вызывает большее доверие. Вне зависимости от того, что говорит. Ну, то есть, если одно и то же говорить то в костюме, то в свитере — то у костюма покупают лучше. Потому что это один из маленьких-маленьких символов Авторитета. Абы кто в костюме не ходит.

Вот вам история. Когда-то у меня было небольшое рекламное агентство. И был у нас клиент, которому мы делали много чего — от бланков до идей по продвижению. И вот как раз в процессе обдумывания будущей рекламной кампании поехали мы ставить ему новую вывеску. А монтажник заболел, поэтому я сам перфоратор взял и на стремянку полез. Стою я там, сверлю себе задумчиво, и тут меня озаряет — приходит та самая идея рекламной кампании, которую так долго искал! И когда их директор по маркетингу, с которой мы в основном по телефону общались, выходит поглядеть на нашу работу, я ей радостно кричу, мол, есть для вас идея, нужно вот так и так построить кампанию, вокруг такой вот идеи! И стою весь такой в спецовке, побелке и с перфоратором. Она на меня глядит, неуловимо морщится и уходит. Она меня не узнала, а слушать идеи какого-то работяги — вот уж увольте. Зато потом, когда я эту же идею уже в цивильных условиях презентовал, не было никаких возражений. Идея классная, давайте скорее делать.

Читайте также  Остин Клеон. Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили

Этот случай меня ушиб на всю жизнь. С тех пор, прежде чем отмахнуться от какой-то чужой идеи, я всегда припоминаю эту ситуацию и быстренько обдумываю — в идее ли дело, или только в упаковке?

Обратная сторона этого — я крепко запомнил, что какой бы прекрасной ни была идея, без «упаковки» она мало кого вдохновит.

Вторая беда от Внимания К Авторитетам — путание чужого успеха и своего. Слушать рассуждения мультимиллиардера об успехе в бизнесе всегда интересно, но обычно это не помогает понять, как же продать директору советского ещё завода диджитал-стратегию. Об этом может рассказать только коллега из такого же «местечкового агентства», но ведь это же не Авторитет. Зачем его слушать.

Поэтому отраслевые конференции часто заходят в тупик. Выступления «звёздных» спикеров, как правило, доставляют удовольствие более эстетическое, чем практическое, и в итоге участники сетуют на «бесполезность» конференции. Но если собрать программу из никому не известных практиков с отличными кейсами, то на эту супермегаполезную конференцию просто никто не придёт. Потому что — «Кто все эти люди, и чем они лучше меня?».

А вот и третья злая шутка, она злее всех. В бизнесе успех далеко не всегда означает великие достоинства того, кто у руля. Гораздо чаще это удачное сочетание множества факторов и персон. Поэтому так много бизнесменов «одного проекта» — когда успешный и звёздный предприниматель не может повторить свой успех в другом проекте. Но пока этот человек на коне, мы склонны все достижения приписывать именно ему. И внимать благоговейно, что бы он ни говорил. То есть, человек может быть неумным, со скромными мыслями, но аура Большого Успеха делает это всё очень значительным. Тем, к чему нужно прислушаться и найти в этом смысл.

К чему же это я всё? К тому, что хорошие мысли могут быть где угодно. Если вы внимательны, если вы готовы к встрече с ними, то прорывную идею может вам подкинуть и бабушка в магазине, или ребёнок, сосредоточенно копающийся в песочке. И уж тем более коллега из бизнеса вашего же уровня.

Поэтому на Cossa мы стараемся в первую очередь смотреть на смысл публикации, а уж потом — на регалии автора. Конечно, мы будем стараться, чтобы «заслуженных» авторов у нас было много. Но не за счёт кого-то другого. Так что даже если вы ещё не мировая звезда, но у вас есть чем поделиться с коллегами — не стесняйтесь 

Автор: Андрей Коновалов, ВРИО главного редактора Cossa.ru

Источник: cossa.ru

Violettafan