Всё началось в 1999 году на кафедре инженерной и компьютерной графики университета ИТМО, где мы учились с моим будущим компаньоном Максимом Коноваловым. Для того времени это была редкая специальность, но на парах всё равно было скучно. На одном из таких занятий мы и придумали Nimax. Это был быстрый нейминг — мы просто объединили свои имена в своеобразный неологизм и очень скоро зарегистрировали домен.
Первый заказ пришёл в Nimax от нашего бывшего работодателя — производителя виброакустических аппаратов «Витафон», где мы когда-то подрабатывали на сборочном конвейере. Мы предложили директору компании сделать сайт — и к нашему общему удивлению он неожиданно согласился.
Следующие несколько лет мы работали схожим образом — на потоке делали сайты, логотипы, фирменные стили. Как выяснилось чуть позже, это было нашей первой серьёзной ошибкой.
Кризис как большой пинок
Постепенно состав услуг и штат расширялся — мы привлекали сотрудников с родной кафедры университета и предлагали клиентам комплексное рекламное обслуживание (а не только его отдельные составляющие).
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Но мы по-прежнему делали множество простых проектов, которые не занимали большого количества времени, а стоили относительно дорого. Поэтому к печально известному кризису 2008 года агентство подошло с командой из 20 человек, хорошими финансовыми результатами… и глубоко устаревшими услугами и методиками.
Мы решили, что хотим больше, чем просто «стричь купоны», и начали планомерно реструктурировать Nimax.
Как сильно кризис сказался на нашем благополучии? К счастью, низкий и средний ценовой сегмент, в котором мы работали, пострадал не очень сильно. Более того, мы воспользовались кризисом отрасли для усиления своей команды — рынок был переполнен хорошими специалистами, которые остались без работы, и мы обновили почти всю команду дизайнеров, привлекли хороших менеджеров проектов.
Костяк команды к тому времени уже накопил достаточный объем знаний и опыта, и мы «открыли»…
Внутреннее издательство
Проще говоря, мы запустили процесс создания и сбора материалов для пиара. Начали с того, что переделали закрытую и молчаливую структуру агентства в открытую и общительную. Это было сложно, ведь мы привыкли просто сидеть в офисе и «фигачить» сайты, не могли связать двух слов на письме, а идея выступлений повергала всех в ужас. Но нужно было выйти из зоны комфорта и начать рассказывать о себе.
Первым результатом этой работы стал блог агентства — множество статей об интернет-маркетинге, дизайне, брендинге. В блоге помимо учебного контента мы регулярно публикуем репортажи из офиса, рассказываем о жизни агентства, и таким образом формируем HR-бренд для поиска новых сотрудников. Это позволяет нам практически не прибегать к помощи сервисов по поиску персонала.
О страхе перед выступлениями сейчас уже смешно вспоминать. Сотрудники Nimax выступают на конференциях Digitale, «Digital без силикона», Сибирских интернет-неделях, на образовательных семинарах и курсах ИКРы, в школах «Графен» и Epic Skills. Мы проводим собственные учебные мероприятия для агентств и интернет-маркетологов и читаем лекции в вузах. Основные темы наших выступлений складываются вокруг интернет-рекламы — разработка стратегии, создание и проектирование контента, управление бизнесом агентства и т. п.
Благодаря этой пиар-активности в блоге и на мероприятиях коллеги и клиенты обнаружили, что у нас интересно, а это, в свою очередь, дало нам новые заказы, усилило поток резюме от соискателей и вывело на хорошие позиции в отраслевых рейтингах. По версии Tagline, мы веб-разработчик № 1 в Петербурге и № 15 в России.
Оглядываясь назад, понимаем, что всего-то и нужно было — научиться рассказывать о себе: изо дня в день, системно, по плану.
Мы — зануды
Кризис заставил нас отказаться от творческого беспорядка и начать действовать по плану. То есть стать занудами. С 2008 года мы стали ежегодно планировать будущие направления работы, а в последние пару лет — ещё и описывать задачи каждого руководителя отдела. В итоге эскиз общего плана Nimax на 2014 год сегодня занимает 8 листов!
Сверяясь со старыми планами, с удивлением открываем, что записанное на бумаге магическим образом сбывается.
Сокращение числа услуг
Комплексные услуги виделись нам важным преимуществом: мы предлагали клиентам около 25 видов работ — от оформления визиток до разработки презентаций и выставочных стендов.
Но такое количество разных процессов невозможно отладить, и бренд компании, которая «делает всё», упорно не складывался. Нам снова пришлось принять волевое решение и отказаться от всех услуг, кроме одной.
Сейчас мы занимаемся только сложной веб-разработкой: интерфейсы всевозможных интранетов, большие сайты, для которых с нуля нужно создавать и проектировать весь контент, нетиповые интернет-магазины и т. д. То есть сейчас в работе агентства можно выделить четыре условно типовых процесса:
1. Сайт и контент для него.
2. Разработка интерфейса.
3. Интернет-магазин.
4. Мобильные приложения на веб-основе.
Мы выстраиваем систему разработки нестандартных веб-проектов, но хотим, чтобы она была хорошо отлажена и обладала достаточной пропускной способностью. Поэтому «типовые» процессы вовсе не означает «типовые проекты».
До подготовки кейсов в портфолио у нас редко доходят руки, о проектах мы чаще рассказываем. Или они говорят сами за себя. Например, один из наших последних проектов — айдентика и сайт проекта «Технопарк» компании Mail.Ru — получил уже две награды. Над ним сообща работали веб-отдел Nimax и брендинговое агентство Science.
Как пример, ещё один комплексный проект — сайт и фирменный стиль одной из наиболее заметных конференций по маркетингу в Санкт-Петербурге Digitale.
Новые направления
Для тех направлений, которые были нам интересны, но не вписывались в идею «единой услуги», мы создали отдельные компании — со своим руководством, командой специалистов и собственными сайтами.
Поучительно, что и на этом пути мы начинали с проб и ошибок, однажды пройденных в Nimax: пытались привлекать клиентов по каждому из направлений прежде, чем отрегулировали внутренние процессы в них. Поэтому за каждым успешным запуском стоят несколько неудачных попыток, как в самых настоящих стартапах.
Сейчас отдельные направления, не связанные напрямую с веб-разработкой, у нас представляют:
- Агентство интернет-рекламы Topright;
- Брендинговое агентство с научным подходом Scienсe;
- И совсем недавно к ним добавился магазин готовых брендов Trixid.
Таким образом, мы образуем холдинг из нескольких компаний, в меньшей из которых работает 3 человека, а в самой большой — 30.
Зимовка
Несмотря на «занудство» с планами и реструктуризацию, мы искали и творческие стимулы для роста и развития. И нашли их в Атлантическом океане.
Нет, серьёзно, в 2012 году мы открыли рабочую базу на острове Фуэртовентура (Канарские острова). Арендовали большой дом на 8 человек и следующие два года отправляли туда сотрудников «вахтами» на срок от двух недель до двух месяцев, с ноября по май.
Конечно, корпоративная зимовка на Канарах была отличным способом провести время подальше от тягостной русской зимы. Но когда за окном шумит океан, а за углом тебя ждёт 10-километровый пляж, сосредоточиться на работе крайне сложно.
Спустя два года мы поняли, что работа на острове отнимает у нас много энергии, и мы начинаем немного отставать от рынка. Зиму 2013 года мы снова встретили в Петербурге, но ничуть не жалеем об этом, поскольку готовимся наконец запустить новый сайт Nimax и опубликовать на нём свежие кейсы.
Тому, как мы провели два года на острове в Атлантическом океане, посвящен отдельный раздел нашего блога. И видео:
Команда
В Nimax 45 сотрудников, рассредоточенных в трёх городах. При этом нас объединяют единые производственные процессы и время от времени — комплексные проекты, требующие участия всех отделов/компаний. Опыт удалённой работы на островах, оставив приятные воспоминания и легкий загар, не прошёл даром: он научил нас распределённой работе — к тому же с разницей во времени.
Дело в том, что конкуренция за хороших программистов в Петербурге стала напоминать настоящую охоту, и нам никак не удавалось сформировать стабильный отдел разработки. Немного подумав, мы собрали его в Новосибирске, где уровень квалификации местных специалистов ни в чём не уступал петербургскому, а уровень зарплатных расходов был стабильным.
Сейчас в нашем новосибирском офисе уже 8 сотрудников, и мы вынашиваем множество планов по его развитию.
В минувшем году мы открыли офис в Москве — чтобы быть ближе к нашим клиентам. В основном это системные интеграторы и крупные электронные компании: Sitronics, Mail.Ru, Ascon и т. п.
Из трёх офисов Nimax в трёх разных городах складывается особая система работы над проектами: запуск в Москве, проектирование и дизайн — в Петербурге, а завершается цикл технической разработкой в Новосибирске. Такая цепочка позволяет сделать сложную веб-разработку рентабельной, при том, что этот вид бизнеса считается низкомаржинальным.
Чтобы сохранить взаимодействие всей системы в целом, мы разделили компанию и отделы на небольшие группы, у каждой из которых есть свой руководитель.
Мы стараемся отдыхать вместе, но не любим традиционный формат корпоративов. Чаще всего совместные вылазки проходят на горных лыжах, велосипедах, стенах скалодрома, за рулём картинга или у волейбольной сетки.
Клиенты и финансовые результаты
С помощью непрерывной пиар-работы мы формируем множество источников заказов — несколько собственных сайтов, рейтинги, статьи на внешних площадках, выступления на мероприятиях и т. д. Многие клиенты приходят по рекомендации, некоторые — по ссылкам на сделанных нами сайтах. Все вместе они формируют мощный поток обращений.
Мы не занимаемся подрядом для крупных сетевых агентств — слишком хорошо и дорого продаем сами, чтобы быть выгодным подрядчиком. Зато часто и слаженно работаем с софтовыми компаниями, интеграторами и продуктовыми IT-разработчиками. Нас объединяют похожие методики ведения проектов.
Все наши проекты (кроме магазина готовых брендов) рентабельны. Общий оборот компаний, относящихся к Nimax (без учёта рекламных бюджетов) недавно перешагнул миллион долларов в год и уверенно двинулся дальше.
Бюджеты, проходящие через агентство интернет-рекламы Topright, составляют сейчас около 25 млн рублей. В этом году мы начали продажи рекламы в Москве и планируем быстро прокачать это относительно новое для нас направление.
Содружество SPECIA В 2013 году мы занялись общественной работой и вместе с несколькими другими агентствами из Петербурга (Kelnik, Serenity, Nimax, Wебком, Astra Media Group) создали содружество цифровых компаний SPECIA. Наша общая цель — улучшение местного рынка веб-разработки через обучение его участников и создание технологического бренда Санкт-Петербурга. Мы хотим, чтобы крупные федеральные клиенты перенесли часть своих заказов в агентства и продакшен-студии Петербурга — это масштабная задача. Сейчас в содружество входят уже более 80 компаний, задачи которых строго разделены: Nimax, например, отвечает за профориентацию студентов. Теперь наша обязанность — накачивать digital-рынок хорошими специалистами начального и среднего уровня. |
Планы и резюме
2014 год обещает быть горячим: у нас рекордное количество планов и новая система планирования, вовлекающая сотрудников в стратегические задачи.
Весной мы запускаем новый сайт Nimax, готовим к запуску энциклопедию интернет-маркетинга, делаем новый большой сайт брендингового агентства, запускаем новые рабочие группы поддержки и развертывания сайтов на Saas-платформах, ищем новый офис.
Желающим открыть свой бизнес в этой области стоит помнить о том, что рынок веб-разработки и рекламы в целом стареет и насыщается. Но толковые новички всегда найдут на нем свое место!
Источник: