Около полугода назад Марат Ракаев из Samsung нашел хорошую метафору: «Рынок труда SMM: Генералы без лейтенантов». Действительно, специалисты первой волны почти все уже или трудятся на руководящих позициях в крупных агентствах, или открыли свой агентсткий бизнес. Исполнителей тоже найти довольно легко, а вот средний уровень серьезно проседает.
Конечно, если посмотреть на число вакансий и резюме, в которых так или иначе фигурирует понятие «социальные медиа/новые медиа», то может сложиться ощущение, что все не так уж и плохо (см. «Работа Cossa.ru»). Однако на деле ситуация весьма удручающая. Работодатели хотят получить состоявшихся специалистов с многогранным опытом работы на соцмедийных проектах. Иногда доходит до смешного: от кандидатов требуют опыт «от 6 лет в социальных медиа». Работодатели забывают, что шесть лет назад не было ни одного крупного социального сервиса (ВКонтакте, «Одноклассники», Facebook, Twitter и пр. появились позже).
Среди тех, кто претендует на позиции специалистов по маркетингу в социальных медиа, все еще веселее. Мода на социальные медиа привела к тому, что три гордых буквы SMM пишут в резюме независимо от реального опыта. Продираясь среди десятков резюме, встречаешься и с 20-летними сотрудниками инвестиционных стартапов без профильного образования и с сомнительным проектным опытом. Они оценивают себя в суммы, сравнимые с зарплатой генеральных директоров. Также встречаются профессиональные блоггеры, для которых время как будто остановилось в 2005 году (исходя из приемов, которые они считают действенными в коммуникации и примеров успешных кампаний, которые они приводят). Тот перегрев соцмедийного рынка в плане HR, о котором не так давно начали говорить, — миф.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
За довольно ограниченным кругом в 40-50 людей действительно охотятся хантеры, но как я уже писал выше, большинство из них весьма удачно трудоустроены и не горят желанием менять место работы. Остальные же отсеиваются сами собой после одного—двух собеседований. Отсутствие «лейтенантов» тормозит развитие SMM-отрасли и не лучшим образом сказывается на качестве кампаний, заказываемых клиентами. Как же решать собственникам агентств проблемы отсутствие крутых специалистов среднего уровня?
Есть два основных пути устранения этого дисбаланса:
- Перепрофилирование.
- Рост с нуля.
В первом случае, успешные в своем сегменте специалисты и менеджеры меняют свой фокус деятельности. Основные источники «свежей крови» в рядах SMM-специалистов: журналисты, маркетологи, менеджеры web-проектов и PR-специалисты.
Второй способ получить хорошего специалиста — вырастить его с нуля. К сожалению, не существует универсального рецепта, как это сделать. Наиболее логичный и работающий подход — брать людей без опыта работы, но с горящими глазами, на позицию Junior Project Manager и ставить их в пару к сильному менеджеру проектов. Да, на обучение будет уходить довольно много времени, но именно эти люди в ближайшем будущем займут пустующую нишу между «солдатами» и «генералами». Больше искать «лейтенантов», увы, негде.
Ссылки по теме: Михаил Гейшерик: состояние рынка SMM
Источник: