- Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
- Часть «Понимание»: как понять, что нужно потребителю?
- Базовые потребности
- Драйверы изменений
- Новые потребительские ожидания
- Вдохновение
- Часть «Применение»: что может получить ваш бизнес от этого тренда?
- Инновационный потенциал
- Для кого
- Действуйте!
Матрица потребительского тренда — простой инструмент, который поможет понять любой потребительский тренд, его причины и потенциал, и на основе этого проектировать собственные инновации. Понимая, что сегодня важно для пользователя и почему, представляя его ожидания и анализируя их, вы можете разрабатывать собственные стартапы, запускать бренды, которые будут отвечать запросам рынка, времени, клиента.
Матрица состоит из двух частей — «Понимание» и «Применение». В части «Понимание» вы исследуете тренд (сам тренд вы отмечаете в графе наверху). Cобираете сведения о нем, выявляете объективные и субъективные причины его возникновения, пытаетесь понять ожидания пользователей, собираете примеры, как применяется тренд в разных сферах деятельности. В частии «Применение» — делаете выводы, строите предположения, рассматриваете возможности, которые тренд принесет вашему бизнесу.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Ниже приведены ключевые фрагменты руководства* по применению матрицы потребительского тренда, которые помогут вам шаг за шагом заполнить ее блоки и найти новые идеи для своего бизнеса.
PRETAIL — способ потребления, при котором потребители относятся к краудфандинг-платформам как к новым торговым центрам. Почему? Потому что именно там появляются самые интересные и актуальные штуки, каких не купишь в обычных магазинах. Именно на краудфандинг-платформах формируется потребительский спрос на инновационные и уникальные продукты. Спрос этот удовлетворяется армией предпринимателей и стартапов. |
Часть «Понимание»: как понять, что нужно потребителю?
Базовые потребности
Покупательские тренды и покупательское поведение в целом в конечном счете обусловлены основными человеческими потребностями и желаниями. Выявление данных потребностей играет главную роль в понимании любого покупательского тренда. Что важно для вашего потребителя? Например:
- Социальный статус
- Саморазвитие
- Развлечение
- Азарт
- Связи
- Безопасность
- Самосознание
- Социальное взаимодействие
- Созидание
- Справедливость
- Честность
- Свобода
- Признание
- Простота
Драйверы изменений
Смекалистые бизнес-профессионалы постоянно задаются вопросом, что меняется в мире? Как реагировать на эти изменения, чтобы удовлетворить потребности покупателей, находить новые — лучшие — способы обслуживания.
Для анализа изменений думайте о драйверах и триггерах.
- Драйверы (сдвиги) — это долгосрочные макроизменения (во всех сферах жизни), которые происходят вне зависимости от того, владеют они умами людей, или те вообще не знают о них. Например, городская миграция — это сдвиг, который является катализатором таких трендов, как дауншифтинг, сельский туризм и т. д. Хорошим резюме макросдвигов, формирующих мир в настоящее время, является «10 глобальных макротрендов следующих пяти лет» от Euromonitor (городская миграция, стареющий мир и климатические проблемы).
- Триггеры — это более быстротечные изменения: появление определенных технологий, события на политической арене, экономические потрясения, техногенные катастрофы и т. п. Все эти явления определяют потребительские тенденции, намерения. Например, разработка технологий в области визуального поиска становится причиной тренда POINT-KNOW-BUY (увидел-узнал-купил).
Обратитесь к статистике за период, предшествующий возникновению тренда. Молниеносный рост показателей или внезапные сдвиги, даже если абсолютные значения являются несущественными, стоят особого внимания. Следите за объемами продаж, потребительским поведением или отношением, обсуждениями в социальных медиа и т. д.
Новые потребительские ожидания
Внешние изменения влияют на человеческие желания, у людей появляются новые потребности и нужды, а также формируются ожидания в соответствии с новыми запросами.
Например: цифровые технологии стали причиной того, что потребители ожидают от музыкальной индустрии бесконечного разнообразия выбора и мгновенного доступа к музыке, причем на их условиях. Появление тренда ACCESSHIP (временный доступ), выраженный в сервисах вроде Spotify, был естественным ответом на потребительский запрос.
Спросите себя, что побуждает потребителей принимать «модные» бренды, продукты и услуги, чего они хотят получить?
Вдохновение
На самом деле, очень мало инноваций являют собой что-то совершенно новое. Успешные инновации могут получиться из сочетания, казалось бы, несочетаемых элементов или применения чего-либо в новом контексте. (Тут уместно привести в пример социальное телевидение: телевещание плюс социальные медиа — взаимодействие людей, находящихся удаленно друг от друга, во время просмотра одной и той же программы).
Так что попробуйте следующее: посмотреть на существующие бизнес-инновации, понять их и адаптировать для своего бизнеса. Для того чтобы получить максимально полный прогноз, посмотрите, как в другом виде бизнеса (в другой отрасли, в другом регионе или стране) была применена эта инновация.
Часть «Применение»: что может получить ваш бизнес от этого тренда?
Инновационный потенциал
Анализ потребительских трендов помогает понять, как они могут повлиять на ваш бизнес в следующих четырех его областях:
- Видение. Как глубинные сдвиги, лежащие в основе конкретного тренда, влияют на видение вашей компании?
- Бизнес-модель. Можете ли вы использовать данный тренд, чтобы запустить новый стартап или бренд?
- Продукт / Сервис / Опыт. Какие новые продукты или сервисы вы можете создать в свете данного тренда? Как вы будете адаптировать свои текущие продукты и услуги?
- Реклама. Как вы можете использовать тренд в своем маркетинге и показать потребителям, что вы говорите на их языке, что вы «рубите фишку»?
Таким образом, покупательские тренды могут стать источником больших и малых инноваций. Не все тренды будут в равной степени применимы ко всем бизнесам или регионам.
Для кого
Конечно, потребители со сходными характеристиками (будь то возраст, доход, образ жизни, национальность, место жительства и т. д.) часто имеют схожие вкусы и предпочтения. Но попробуйте думать не только о тех людях, которые живут с этими трендами в настоящее время. Думайте о том, каких изменений вы хотите добиться, как сделать этот тренд актуальным для других новых демографических групп — это отличный способ создать инновации.
Нужно дополнительное вдохновение? Смотрите, чем в настоящее время занимаются маргиналы и экстремальные пользователи. Новое потребительское поведение обычно рождается в определенных (нишевых) сегментах, прежде чем распространиться по всему масс-маркету.
Действуйте!
Матрица потребительского тренда — это инструмент, который поможет вам понять и наилучшим образом применить потребительский тренд, в дальнейшем изучении которого вы заинтересованы. Но для извлечения из него максимальной пользы вам нужно по-настоящему что-то с ним делать.
Скачайте печатную версию матрицы, зафиксируйте тренд и начните заполнять форму. Или еще лучше — запланируйте сессию со своей командой или клиентом и посмотрите, что у вас получится.
Источник: