В этой статье мы сделаем попытку описать механизм переноса реальных потребностей человека в мир интернета и реализации их там с помощью игр и различных сервисов. После прочтения вы сможете аргументированно ответить на вопрос, почему популярен тот или иной сервис, и будет ли популярен новый стартап.
Потребности людей
Потребности бывают разные — они могу порождаться социальными обстоятельствами, физическим телом или образом жизни (хочу есть, хочу спать, хочу быстрее перемещаться, хочу приходить с работы раньше), а могут быть внутренними — хочу общаться, получать новые впечатления, избавиться от одиночества, потребность в смысле, в понимании мира, религиозная потребность.
Еще Жан Поль Сартр говорил, что у человека внутри дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее по-своему.
Все эти потребности человек так или иначе реализует. Если он не может реализовать потребность в реальном мире, он заполняет ее в виртуальном.
Гуру анализа средств коммуникации Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan) заявляет, что любое техническое средство есть внешнее расширение тела человека. Колесо — это расширение ног человека, телевизор — органов восприятия, социальная сеть — расширение нервной системы. Человек выносит свои функции вовне, отдает их другим устройствам, чтобы избавиться от стресса и увеличить свои возможности.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Без новых средств связи физическое тело человека оказалось бы в состоянии постоянного стресса, и в конце концов разорвалось бы на кусочки в пространстве — новый мир требует мгновенных реакций и большого числа контактов.
Перенос потребностей в виртуальное пространство
От нереализованной потребности у человека возникает напряжение, стресс. Чтобы избавиться от стресса, нужно передать свою часть в виртуальный мир.
Например, у человека есть потребность в смыслах. Он выносит ее в мир компьютерной игры, и там реализует в тех правилах, которые ему понятны. Или потребность в объяснении окружающего мира, поведения людей, общества, но в физическом мире человек этого объяснения не находит — в игре же существуют понятные правила, поведение игроков предсказуемо, а пребывание там безопасно для самооценки.
Какие потребности реализуются в социальной сети
Социальные сети и интернет снимают множество стрессовых напряжений и потребностей, которые давят на человека. Вот примерный, далеко не полный список:
- Потребность общаться сразу с несколькими людьми — одновременно или распределенно во времени (разновидность письма — отложенная коммуникация, которая продолжается, даже когда один из собеседников занят другим делом).
- Потребность всегда быть на связи.
- Поддержание сильных связей — постоянное присутствие в жизни близких по духу людей — комментариями, лайками, постами.
- Внесение в жизнь новой информации от знакомых или лидеров мнений.
- Участие в общественной жизни. Из-за высокой скорости жизни, узкой профессиональной специализации у человека не всегда получается реализовать важные смыслы — человеку хочется участвовать в жизни общества, культуры, друзей, государства, сообществ. На работе человек — узкий специалист, которому отдают задания, а в социальной сети он гражданин мира, там нет рутины, нет работы, там только межличностное общение, юмор, наблюдение и смысл. Социальная сеть дает свободу общения и взаимодействия, вовлеченность в жизнь друзей и общества.
- Потребность в личном пространстве. В больших мегаполисах люди живут на съемных квартирах или находятся постоянно в разъездах. Не всегда получается обставить свое жилище в своем вкусе, если знаешь, например, что оно временное. У человека появляется потребность иметь в виртуальном мире хранилище тех вещей, которые ему приятны, важны и вдохновляют: музыка, муд-борды, цитаты, контакты людей.
Как формулировать потребности
В качестве практического инструмента давайте представим правила, по которым можно описывать инсайты и потребности людей. Выпуская новые продукты, бренды ищут инсайты, за которые могут «зацепить» потенциального клиента. Инсайты — это формулирование потребности человека, которую он по какой-либо причине не реализует. Главное в инсайте даже не потребность, а характер напряженности — важно описание, почему человек не может реализовать потребность, поэтому инсайт состоит из двух частей — из описания желания и того, почему потребность не реализуется.
Например:
Общаться | 1. Человек с кем я хочу общаться далеко от меня. 2. Я не знаю, готов ли общаться со мной сейчас человек или он занят. 3. У меня сейчас есть конкретная мысль, которую я хочу передать человеку, но он целую неделю занят и недоступен на телефоне и личной встрече, а через неделю мысль уже потеряет актуальность. 4. На дворе ночь и все мои знакомые спят. |
Подробнее о правилах формулирования инсайта можно узнать, посмотрев видео выступления Александра Новикова с кухни BBDO:
Видно, что характеры напряженности в нашем примере снимаются с помощью социальной сети, ЖЖ или сотового телефона.
Антон Носик как-то говорил, что сервис в интернете тем популярнее, чем сильнее он связан с потребностями в реальной жизни. Mamba.ru популярна, потому что позволяет людям решить конкретную задачу — познакомиться и приятно провести время. Topface, например (приложение ВКонтакте), с семью с половиной миллионами подписчиков, тоже разрешает в форме игры определенные потребности молодой аудитории ВКонтакте.
Сервисы — это игра
По сути, все сервисы — это игры. (Игра не означает легкомысленное отношение. Скорее, наоборот. Подробно раскрыла этот вопрос замечательная Шаши Мартынова в лекции «Игра как способ жить»). Сама социальная сеть — это тоже игра. В ней определены правила доступа к игрокам, и есть связь с реальной жизнью.
Приложение для знакомств Topface — это игра в игре. Игра в отношения в игре в жизнь. Стоит только добавить единые для всех правила участников, как играть становится проще.
В реальной жизни нет описаний правил, каждый, руководствуясь собственным опытом, создает правила жизни для себя. Создатели сервисов обобщают опыт многих людей и ставят акценты на определенных сторонах жизни. Причем, чем конкретнее желание, и чем четче сформулированы ограничения, тем более популярен сервис.
Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир
Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»
Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети
Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля
Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях
Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?
Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете
Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети
Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории
Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего
Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна
Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге
Источник: