Как в интернете реализуются потребности людей

В этой статье мы сделаем попытку описать механизм переноса реальных потребностей человека в мир интернета и реализации их там с помощью игр и различных сервисов. После прочтения вы сможете аргументированно ответить на вопрос, почему популярен тот или иной сервис, и будет ли популярен новый стартап.

Потребности людей

Потребности бывают разные — они могу порождаться социальными обстоятельствами, физическим телом или образом жизни (хочу есть, хочу спать, хочу быстрее перемещаться, хочу приходить с работы раньше), а могут быть внутренними — хочу общаться, получать новые впечатления, избавиться от одиночества, потребность в смысле, в понимании мира, религиозная потребность.

Еще Жан Поль Сартр говорил, что у человека внутри дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее по-своему.

Все эти потребности человек так или иначе реализует. Если он не может реализовать потребность в реальном мире, он заполняет ее в виртуальном.

Гуру анализа средств коммуникации Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan) заявляет, что любое техническое средство есть внешнее расширение тела человека. Колесо — это расширение ног человека, телевизор — органов восприятия, социальная сеть — расширение нервной системы. Человек выносит свои функции вовне, отдает их другим устройствам, чтобы избавиться от стресса и увеличить свои возможности.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Без новых средств связи физическое тело человека оказалось бы в состоянии постоянного стресса, и в конце концов разорвалось бы на кусочки в пространстве — новый мир требует мгновенных реакций и большого числа контактов.

Перенос потребностей в виртуальное пространство

От нереализованной потребности у человека возникает напряжение, стресс. Чтобы избавиться от стресса, нужно передать свою часть в виртуальный мир.

Например, у человека есть потребность в смыслах. Он выносит ее в мир компьютерной игры, и там реализует в тех правилах, которые ему понятны. Или потребность в объяснении окружающего мира, поведения людей, общества, но в физическом мире человек этого объяснения не находит — в игре же существуют понятные правила, поведение игроков предсказуемо, а пребывание там безопасно для самооценки.

Какие потребности реализуются в социальной сети

Социальные сети и интернет снимают множество стрессовых напряжений и потребностей, которые давят на человека. Вот примерный, далеко не полный список:

  • Потребность общаться сразу с несколькими людьми — одновременно или распределенно во времени (разновидность письма — отложенная коммуникация, которая продолжается, даже когда один из собеседников занят другим делом).
  • Потребность всегда быть на связи.
  • Поддержание сильных связей — постоянное присутствие в жизни близких по духу людей — комментариями, лайками, постами.
  • Внесение в жизнь новой информации от знакомых или лидеров мнений.
  • Участие в общественной жизни. Из-за высокой скорости жизни, узкой профессиональной специализации у человека не всегда получается реализовать важные смыслы — человеку хочется участвовать в жизни общества, культуры, друзей, государства, сообществ. На работе человек — узкий специалист, которому отдают задания, а в социальной сети он гражданин мира, там нет рутины, нет работы, там только межличностное общение, юмор, наблюдение и смысл. Социальная сеть дает свободу общения и взаимодействия, вовлеченность в жизнь друзей и общества.
  • Потребность в личном пространстве. В больших мегаполисах люди живут на съемных квартирах или находятся постоянно в разъездах. Не всегда получается обставить свое жилище в своем вкусе, если знаешь, например, что оно временное. У человека появляется потребность иметь в виртуальном мире хранилище тех вещей, которые ему приятны, важны и вдохновляют: музыка, муд-борды, цитаты, контакты людей.
Читайте также  Отчет SocialBakers: какая реклама эффективнее в Facebook

Как формулировать потребности

В качестве практического инструмента давайте представим правила, по которым можно описывать инсайты и потребности людей. Выпуская новые продукты, бренды ищут инсайты, за которые могут «зацепить» потенциального клиента. Инсайты — это формулирование потребности человека, которую он по какой-либо причине не реализует. Главное в инсайте даже не потребность, а характер напряженности — важно описание, почему человек не может реализовать потребность, поэтому инсайт состоит из двух частей — из описания желания и того, почему потребность не реализуется.

Например:

Хочу, желаю, мечтаюНе могу реализовать
Общаться 1. Человек с кем я хочу общаться далеко от меня.
2. Я не знаю, готов ли общаться со мной сейчас человек или он занят.
3. У меня сейчас есть конкретная мысль, которую я хочу передать человеку, но он целую неделю занят и недоступен на телефоне и личной встрече, а через неделю мысль уже потеряет актуальность.
4. На дворе ночь и все мои знакомые спят.

Подробнее о правилах формулирования инсайта можно узнать, посмотрев видео выступления Александра Новикова с кухни BBDO:

Видно, что характеры напряженности в нашем примере снимаются с помощью социальной сети, ЖЖ или сотового телефона.

Антон Носик как-то говорил, что сервис в интернете тем популярнее, чем сильнее он связан с потребностями в реальной жизни. Mamba.ru популярна, потому что позволяет людям решить конкретную задачу — познакомиться и приятно провести время. Topface, например (приложение ВКонтакте), с семью с половиной миллионами подписчиков, тоже разрешает в форме игры определенные потребности молодой аудитории ВКонтакте.

Сервисы — это игра

По сути, все сервисы — это игры. (Игра не означает легкомысленное отношение. Скорее, наоборот. Подробно раскрыла этот вопрос замечательная Шаши Мартынова в лекции «Игра как способ жить»). Сама социальная сеть — это тоже игра. В ней определены правила доступа к игрокам, и есть связь с реальной жизнью.

Приложение для знакомств Topface — это игра в игре. Игра в отношения в игре в жизнь. Стоит только добавить единые для всех правила участников, как играть становится проще.

В реальной жизни нет описаний правил, каждый, руководствуясь собственным опытом, создает правила жизни для себя. Создатели сервисов обобщают опыт многих людей и ставят акценты на определенных сторонах жизни. Причем, чем конкретнее желание, и чем четче сформулированы ограничения, тем более популярен сервис.

Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир

Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети

Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях

Читайте также  На что обращают внимание заказчики при выборе партнера для разработки сайта

Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?

Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети

Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего

Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге

Источник: cossa.ru

Violettafan