Как это было: падение BlackBerry

Цена акции канадского производителя смартфонов BlackBerry достигла своего пика — $236 — в августе 2007 года. Оглядываясь назад, становится понятно, что именно в тот момент компания находилась в переломной точке своего развития, однако тогда никто об этом не подозревал.

Семью месяцами ранее, в январе, Apple представила iPhone в Moscone Center в Сан-Франциско. Руководство BlackBerry, тогда называвшейся Research in Motion, решило дать Apple возможность сфокусироваться на рынке смартфонов общего потребления, а самим продолжить продавать продукты BlackBerry бизнес-клиентам и представителям государственного сектора, которым нужны были девайсы для сотрудников. Как раз тогда CEO компании Джим Балсилли сказал: «Что касается кардинальных перемен для BlackBerry, мне кажется, это преувеличение».

Шесть лет спустя акции BlackBerry стоили чуть больше десяти долларов за штуку, и в понедельник 12 августа 2013 года компания объявила о создании «специального комитета», который, помимо прочего, должен изучить различные возможности продажи компании или создания совместного предприятия с другим бизнесом.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Поразительное заявление, даже несмотря на проблемы в течение последнего времени — год назад компания подверглась публичному «пересмотру стратегии», и решение о продаже свидетельствует о действительно отчаянном положении. Если BlackBerry уйдет с молотка, то покупатель получит большое портфолио патентов и важные технологии в области безопасности. Другими словами, одна из компаний-пионеров рынка смартфонов скоро может быть продана как металлолом.

В 1984 году BlackBerry была основана двумя студентами-инженерами Майком Лазаридисом (Mike Lazaridis) и Дугласом Фрегином (Douglas Fregin) и на протяжении многих лет оставалась одним из лидирующих мировых инновационных разработчиков коммуникационных продуктов вроде двунаправленных пейджеров и устройств для работы с электронной почтой. Но последние шесть лет истории компании стали временем упущенных возможностей. Прежде всего, BlackBerry не распознала угрозы в iPhone. Затем руководство проморгало волну дешевых смартфонов из Азии. Наконец, одной из последних ошибок стало решение пустить остатки сил компании на новую линейку high-end смартфонов, которые не нашли отклика у покупателей из-за того, что появились слишком поздно и обладали слишком ограниченными возможностями.

Конечно, BlackBerry стала не единственной компанией, не сумевшей разглядеть конкурента в iPhone и возглавленную им революцию. Те же инженеры Nokia, годом ранее представившей смартфон весом в 1 фунт, не признавали iPhone, потому что, как написано в статье Wall Street Journal, помимо прочего, он не прошел тест, в ходе которого телефоны много раз бросают с высоты пяти футов на бетон. Стив Балмер (Steve Balmer), CEO Microsoft, смеялся над iPhone: «Он не подходит бизнес-клиентам, в нем нет клавиатуры». Microsoft и Nokia, которые теперь создают смартфоны в партнерстве, потеряли долю рынка, как и BlackBerry.

Читайте также  Как digital делает звезды ближе

В 2009 году цена акций BlackBerry упала с $236 двумя годами ранее до менее чем $50. Процесс переориентации технологического бизнеса на потребителей был в самом разгаре, и компания не смогла идти в ногу со временем: когда пользователи BlackBerry приходили домой и снимали галстук, то брали в руки айфоны, потому что с ними можно было хорошо провести время. Вскоре эти люди захотели использовать iPhone и на работе. Одновременно компании осознали, что работники будут более продуктивны и счастливы, если смогут использовать девайсы по своему выбору. Кроме того, на централизованных закупках мобильников для сотрудников можно было неплохо сэкономить.

К тому моменту, когда BlackBerry осознала необходимость прямого контакта с потребителями, было уже слишком поздно. В ноябре 2008 компания выпустила свой первый тач-смартфон Storm, который получил весьма посредственные отзывы. Затем BlackBerry обратила свой взор на Азию и Латинскую Америку — регионы, в которых рынок смартфонов продолжал расти взрывными темпами. На несколько месяцев эта стратегия сработала. В Индонезии, где компания устроила специальный запуск, в первой половине 2011 года ее продукты удерживали долю в 47% рынка (при 9% в 2009) по данным исследовательской компании Canalys. Падение котировок акций начало замедляться. Но передышка была недолгой — скоро сразу несколько азиатских компаний начали производить более дешевые смартфоны.

Примерно в то же время, когда BlackBerry сконцентрировала усилия на развивающихся рынках, ею была куплена компания QNX Software Systems, операционные системы которой использовались в медицинских устройствах, компьютеризированных автомобильных интерфейсах и т. д. BlackBerry надеялась с помощью этого приобретения расширить свой опыт и экспертизу в операционных системах, но представленный в апреле 2011 планшет, на котором стояла операционная система на базе разработок QNX, провалился.

В начале 2012 года BlackBerry назначила нового CEO Торстена Хейнс (Thorsten Heins). Еще год у компании ушел на запуск девайсов Q10 и Z10, которые технологический критик Times Джвид Пог (David Pogue) назвал «Шагом отчаяния BlackBerry». Выпуск новых устройств можно назвать крупнейшей попыткой создания high-end телефонов, которые были бы привлекательны для обычных пользователей. Однако, несмотря на похвалу некоторых критиков — тот же Пог назвал Z10 «прекрасным, быстрым и эффективным, ощетинившимся новыми и полезными идеями» — новые телефоны показали худшие объемы продаж, нежели рассчитывало руководство. В последнем квартале BlackBerry отгрузила лишь 6,8 млн смартфонов, что составляет около пятой части того, что продала Apple за тот же период.

Читайте также  Конференция по интерактивной рекламе MIXX: тренды Smart TV и мультискрининга

Шесть лет спустя после выхода iPhone шаг отчаяния BlackBerry не имел почти никаких шансов на успех. Игра была проиграна.

Источник: The New Yorker

Источник: cossa.ru

Violettafan