Цена акции канадского производителя смартфонов BlackBerry достигла своего пика — $236 — в августе 2007 года. Оглядываясь назад, становится понятно, что именно в тот момент компания находилась в переломной точке своего развития, однако тогда никто об этом не подозревал.
Семью месяцами ранее, в январе, Apple представила iPhone в Moscone Center в Сан-Франциско. Руководство BlackBerry, тогда называвшейся Research in Motion, решило дать Apple возможность сфокусироваться на рынке смартфонов общего потребления, а самим продолжить продавать продукты BlackBerry бизнес-клиентам и представителям государственного сектора, которым нужны были девайсы для сотрудников. Как раз тогда CEO компании Джим Балсилли сказал: «Что касается кардинальных перемен для BlackBerry, мне кажется, это преувеличение».
Шесть лет спустя акции BlackBerry стоили чуть больше десяти долларов за штуку, и в понедельник 12 августа 2013 года компания объявила о создании «специального комитета», который, помимо прочего, должен изучить различные возможности продажи компании или создания совместного предприятия с другим бизнесом.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Поразительное заявление, даже несмотря на проблемы в течение последнего времени — год назад компания подверглась публичному «пересмотру стратегии», и решение о продаже свидетельствует о действительно отчаянном положении. Если BlackBerry уйдет с молотка, то покупатель получит большое портфолио патентов и важные технологии в области безопасности. Другими словами, одна из компаний-пионеров рынка смартфонов скоро может быть продана как металлолом.
В 1984 году BlackBerry была основана двумя студентами-инженерами Майком Лазаридисом (Mike Lazaridis) и Дугласом Фрегином (Douglas Fregin) и на протяжении многих лет оставалась одним из лидирующих мировых инновационных разработчиков коммуникационных продуктов вроде двунаправленных пейджеров и устройств для работы с электронной почтой. Но последние шесть лет истории компании стали временем упущенных возможностей. Прежде всего, BlackBerry не распознала угрозы в iPhone. Затем руководство проморгало волну дешевых смартфонов из Азии. Наконец, одной из последних ошибок стало решение пустить остатки сил компании на новую линейку high-end смартфонов, которые не нашли отклика у покупателей из-за того, что появились слишком поздно и обладали слишком ограниченными возможностями.
Конечно, BlackBerry стала не единственной компанией, не сумевшей разглядеть конкурента в iPhone и возглавленную им революцию. Те же инженеры Nokia, годом ранее представившей смартфон весом в 1 фунт, не признавали iPhone, потому что, как написано в статье Wall Street Journal, помимо прочего, он не прошел тест, в ходе которого телефоны много раз бросают с высоты пяти футов на бетон. Стив Балмер (Steve Balmer), CEO Microsoft, смеялся над iPhone: «Он не подходит бизнес-клиентам, в нем нет клавиатуры». Microsoft и Nokia, которые теперь создают смартфоны в партнерстве, потеряли долю рынка, как и BlackBerry.
В 2009 году цена акций BlackBerry упала с $236 двумя годами ранее до менее чем $50. Процесс переориентации технологического бизнеса на потребителей был в самом разгаре, и компания не смогла идти в ногу со временем: когда пользователи BlackBerry приходили домой и снимали галстук, то брали в руки айфоны, потому что с ними можно было хорошо провести время. Вскоре эти люди захотели использовать iPhone и на работе. Одновременно компании осознали, что работники будут более продуктивны и счастливы, если смогут использовать девайсы по своему выбору. Кроме того, на централизованных закупках мобильников для сотрудников можно было неплохо сэкономить.
К тому моменту, когда BlackBerry осознала необходимость прямого контакта с потребителями, было уже слишком поздно. В ноябре 2008 компания выпустила свой первый тач-смартфон Storm, который получил весьма посредственные отзывы. Затем BlackBerry обратила свой взор на Азию и Латинскую Америку — регионы, в которых рынок смартфонов продолжал расти взрывными темпами. На несколько месяцев эта стратегия сработала. В Индонезии, где компания устроила специальный запуск, в первой половине 2011 года ее продукты удерживали долю в 47% рынка (при 9% в 2009) по данным исследовательской компании Canalys. Падение котировок акций начало замедляться. Но передышка была недолгой — скоро сразу несколько азиатских компаний начали производить более дешевые смартфоны.
Примерно в то же время, когда BlackBerry сконцентрировала усилия на развивающихся рынках, ею была куплена компания QNX Software Systems, операционные системы которой использовались в медицинских устройствах, компьютеризированных автомобильных интерфейсах и т. д. BlackBerry надеялась с помощью этого приобретения расширить свой опыт и экспертизу в операционных системах, но представленный в апреле 2011 планшет, на котором стояла операционная система на базе разработок QNX, провалился.
В начале 2012 года BlackBerry назначила нового CEO Торстена Хейнс (Thorsten Heins). Еще год у компании ушел на запуск девайсов Q10 и Z10, которые технологический критик Times Джвид Пог (David Pogue) назвал «Шагом отчаяния BlackBerry». Выпуск новых устройств можно назвать крупнейшей попыткой создания high-end телефонов, которые были бы привлекательны для обычных пользователей. Однако, несмотря на похвалу некоторых критиков — тот же Пог назвал Z10 «прекрасным, быстрым и эффективным, ощетинившимся новыми и полезными идеями» — новые телефоны показали худшие объемы продаж, нежели рассчитывало руководство. В последнем квартале BlackBerry отгрузила лишь 6,8 млн смартфонов, что составляет около пятой части того, что продала Apple за тот же период.
Шесть лет спустя после выхода iPhone шаг отчаяния BlackBerry не имел почти никаких шансов на успех. Игра была проиграна.
Источник: The New Yorker
Источник: