В конце 2010 года в российской социальной сети появилась возможность создавать публичную страницу. Немногие тогда понимали, как с этим жить и с чем их есть. Но со временем слово «паблик» для пользователей ВКонтакте стало таким же привычным, каким когда-то было «стена», появились страницы для брендов и СМИ, музыки и фильмов, но еще интереснее, что появился целый мир авторских пабликов — тех, которые выражают чью-либо идею и концепцию.
Александр Доброкотов, создатель множества страниц и арт-директор агентства «Восход», любит экспериментировать в этой среде. Он придумывает новые паблики, чувствуя веяния времени и реагируя на возможности, которые предоставляет социальная сеть. По мнению Александра, во ВКонтакте настает время настоящих арт-проектов — «аудитория соцсети повзрослела, начали происходить какие-то культурные процессы, создается все больше авторских, даже артовых проектов».
У тебя какой был первый паблик?
Это был паблик про котиков, который появился, когда еще не было публичных страниц вообще — народ не знал, что это и к чему, — в соцсети царили группы. Но ниша стала развиваться быстрыми темпами, и стало понятно, что это медиа ждет большое будущее.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Я заметила в твоем профиле, что ты сам с рекламой связан. Это так?
Да, я по профессии арт-директор/копирайтер. Паблики и все это SMM-безумие — мое хобби. Я просто очень много времени провожу в интернете и слежу за медийными историями. Профессия обязывает все исследовать и быть в теме.
У тебя больше двадцати страниц. Им же надо уделять очень много времени. Ты каждый день ими занимаешься или как все работает?
Многие страницы я забросил, потому что, несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный труд. Обычно люди, которые занимаются пабликами на коммерческой основе, нанимают сотрудников для постинга и выбора контента — контент-менеджеров.
А паблик «Котэ» у тебя для зарабатывания денег?
Как ни странно, нет. Я просто люблю котиков, у меня дома три кота, например.
Скажи мне как специалист: есть нормальные паблики с енотиками? Я сегодня думала, что их незаслуженно обошли стороной.
В какой-то момент появилось много пабликов с совушками, и пользователи стали опасаться, что совушки заменят котиков. Этого не случилось, хотя и появились подписчики, которые любят совушек даже больше. Все же котики популярны, потому что они близки людям и живут рядом. Cовушки — абстрактный объект, то же самое и с енотиками.
Да, жаль, что енотиков нельзя просто так взять и потрогать. Но спрашивая о заработке, я хотела определить какую-то грань между разными тематиками твоих страниц. Понятно, что «Путин каждый день» — это забавная история, привязанная к политическим реалиям, которой можно заниматься для фана. Но вряд ли такое же удовольствие можно получать, выкладывая вполне себе обычные фотографии котов.
Конечно, это разные вещи, только я вообще не зарабатываю на пабликах. У меня просто нет такой финансовой потребности. Все, что иногда делаю — это даю рекламу раз в месяц, чтобы оплатить доступ в интернет.
А предлагают часто?
Каждый день раз по 6–7 пишут. Паблики сейчас стали большим рынком и на самом деле приносят внушительный доход. Неспроста ВКонтакте запускают биржу — этот денежный поток компании должно быть довольно обидно мимо своих рук пропускать.
Cколько можно заработать в месяц на популярном паблике?
Ну, возьмем, к примеру, MDK. Обычный репост из другого паблика у них стоит от 4 до 10 тысяч рублей, в завиcимости от времени суток. В день может появляться несколько постов. Но надо учитывать, что крупные паблики-миллионники никогда не существуют одни. Когда страница набирает критическую массу, она начинает выстраивать сеть страниц и ориентироваться на разные аудитории. На примере MDK — это «Орленок» и, чуть позже, «Институт Благородных девиц» — по сути, MDK для девочек. Это абсолютно мейнстримовые паблики, и им легко находить участников, в том числе перегоняя пользователей из главного. В «Орленке» сейчас стало людей столько, сколько раньше было в MDK — их число приближается к миллиону. И они предлагают примерно такие же цены.
Я думаю, что большинство админов все же параллельно еще где-то работают, или нет? Думаешь, это уже сформированная ниша для работы?
Многие бросают работу. Доход сети крупного паблика-миллионника может быть от 100 тысяч до миллиона рублей в месяц. Администраторы начинают инвестировать. Например, «Борщ» купил Никиту Джигурду как рекламное лицо. Он у них в шапке висит теперь. Плюс они вкладывались в рекламу на том же MDK.
Так что это вполне себе направление рынка, но мне кажется, что здесь все классические ниши для широких аудиторий уже заняты — есть крупные паблики для женщин, для автомобилистов, детей и так далее.
Но во ВКонтакте с недавних пор происходят определенные культурные и рыночные процессы, и сейчас будет появляться больше авторских пабликов, новых форматов и концепций, а это другое. Есть много факторов, которые этому способствуют.
Аудитория устает от бесконечного «срача» в мозг. Если зайти на любой гигантский паблик, можно сойти с ума от информации, которая туда сваливается. Администраторы в погоне за легкой прибылью постят стократные повторы одной и той же шутки, банальную глупость и дезинформацию. Достаточно посмотреть на сообщество «Ложь пабликов ВК», чтобы оценить масштаб только одной из этих проблем. Информация теряет свою значимость и стремительно обесценивается, паблики теряют лояльность, а взрослеющая аудитория раздраженно зевает. Здесь и возникает спрос на другой, более новый, качественный и оригинальный контент.
А люди отписываются вообще от этих пабликов? Кажется, что там присутствуют многие (вроде меня), кто просто поскрывал сообщения в своих новостных лентах, а отписываться им лень.
Здесь надо сказать, что рекламодатели, еще не освоившиеся в новой среде, часто совершают ошибку, размещая рекламу в пабликах-миллионниках за большие деньги и при этом покупая неактивную аудиторию. Например, тебя, скрывшую сообщения паблика в новостной ленте.
Поэтому есть смысл брать рекламу в развивающихся проектах с оригинальными концепциями, где происходит бум подписчиков.
Это где, например?
Как пример успешности страниц новой волны — относительно молодые проекты «Плюсы-минусы» (за короткое время, без рекламы, ставшие супер-хитом) и «Пошаговые инструкции». Это user generated content паблики, раcсчитаные на массовую публику с оригинальным форматом. У них существует текстовая концепция, в рамках которой можно забавно обыгрывать любые близкие аудитории темы, что на деле обеспечивает практически бесконечный поток контента для любой ЦА.
2 года назад все обсуждали, заменит ли UGC традиционные СМИ. Как думаешь, можно говорить о том, что паблики в какой-то момент могли бы стать полноценным аналогом СМИ? Вот, например, есть на Западе разные предложения для создания собственного онлайн-журнала, а в России можно использовать паблики для таких целей?
Хороший текст про отмирание традиционных СМИ и зарождение авторской журналистики был на сайте Looo.ch. При этом там отметается UGС вообще, я даже на своем опыте убедился, что это не очень работает. Дело просто в том, что талантливых людей очень мало. Все пытаются, но не очень выходит.
Говоря о user generated, нельзя не упомянуть о знаковом введении в пабликах кнопки «предложить новость», которая прорубила администраторам окно к пользовательскому контенту. Именно благодаря этой кнопке появился такой паблик как «Секреты» и его производные: «Страхи», «Сны» и другие близкие людям темы-площадки, на которых можно делиться своим сокровенным. Например, «Я люблю в метро трогать мех на шубах теток». Оказалось очень жизненно. Причем идея абсолютно не новая, но она по-другому проявила себя в новой форме и удобном интерфейсе.
Площадки, где сам читатель производит контент, хороши тем, что избавляют администратора от тяжкого бремени. Зачастую приходится тратить время, чтобы отделить что-то полезное от бреда, но тем не менее часть работы они за него делают.
Взаимодействие с аудиторией, конечно, очень зависит от ее качества. Если она более взрослая, то предлагаемый контент более внятный, и с ней легче работать. Но для журналистики, это, конечно, не очень подходит.
Мне кажется, паблики ВКонтакте — это самое лучшее медиа, которое сейчас может быть в плане количества людей и их лояльности. Например, можно взять какую-то идею, докрутить до ста тысяч подписчиков и распространить ее на Instagram, Twitter и т. д. Те же самые «Секреты» предложили публиковать фотографии в Instagram.
Я тоже сейчас думаю над парой проектов в Instagram. Эта сеть сейчас очень динамично развивается. Была показательная история недавно с фейковыми аккаунтами. Я тогда удивился, насколько новые медиа снимают барьер недоверия. Люди вроде научены к тому, что могут обманывать, но здесь появляется что-то новое, и они снова ведутся.
Раньше все верили ТВ, но в какой-то момент поняли, что нельзя ему верить, перешли в интернет и теперь слушают его. ВКонтакте постоянно появляются данные о том, что каждый день какие-то группы закрывают. Такое чувство, что многими крупными пабликами владеют школьники. Они не очень понимают, что делать, и поэтому пытаются как можно больше заработать. Довольно частые случаи, когда кто-то платит, школьник забирает деньги, но в итоге куда-то пропадает и ничего не размещает.
Кроме того, в пабликах, как и в других СМИ, становится важным вопрос морали. Я встречал школьников, которые все время говорили только мемами из MDK. Но это отдельная тема для разговора.
Какие проблемы часто возникают, когда занимаешься продвижением страницы?
Как только ты придумываешь потенциально хорошую идею, которая набирает определенное количество подписчиков, ее начинают копировать. Хорошо, если это делают какие-то частные люди, но если вдруг ее замечают «миллионники» и начинают переливать туда народ, твоя страница просто уходит в никуда.
У тебя такое было?
Было похожее, как раз с котами. В момент, когда мои коты превысили отметку в 100 тыс. подписчиков, какой-то паблик с приколами, у которого было 300 или 400 тыс., просто переименовался в «Коты». Правда в последнее время такое сложно сделать — сейчас ВКонтакте банит за резкую смену тематики.
Если паблик сменил род деятельности, на него можно пожаловаться, потому что он вводит в заблуждение подписчиков. Но если тебя просто кто-то скопировал, с этим невозможно бороться. Хотя, по слухам, MDK зарегистрировал себя как бренд.
Что касается продвижения проектов, то мне кажется, что хорошая идея сама себя раскрутит. Важно реагировать на актуальные события и отвечать духу времени. Изначально, обычно делают несколько репостов в популярных тематических пабликах — и тут надо быть достаточно избирательным, чтобы ориентироваться на аудиторию, которая тебя поймет.
А тебе не пишут с просьбами создать паблик?
Нет, но мне в день приходит пара просьб о том, чтобы обменяться ссылками. Я захожу в паблик — 3 человека. Думаю, ну 3 человека и 370 000 — равноценно конечно, но, наверное, в другой раз.
У меня есть несколько новых идей, которые буду продвигать. Сейчас думаю над ними. Ты же о Duran писала в своем материале?
Да, но очень коротко, потому что о нем написали уже все, кто мог. Я хотела рассказать о том, что лично мне интересно и что нового я для себя сама открывала ВКонтакте.
Я хотел сказать, что даже он начал делать авторские паблики. Например, «TOP FACE MORDOR» — ответ на популярный жанр пабликов-лукбуков, где публикуются девушки модельной внешности и ссылки на их профиль. Он постит там всяких орков из «Властелина колец». Или «Нечеткие приколы», которые являются пародией на один из пабликов-миллиоников. Подобная сатира — категория новой волны пабликов.
Как думаешь, почему это все процветает ВКонтакте, а в Facebook — нет?
Мне кажется, это банальная проблема интерфейса Facebook. Там просто неудобно делиться новостями, и вообще он очень запутанный. Я пробовал вести пару сообществ, но не получилось. Есть удобная статистика по группам, но все происходит очень медленно. Пока ты запостишь, поймешь, как это все продвигать и шарить, с ума сойдешь.
Все, что есть в Facebook — это аудитория, которая просто привыкла там сидеть, и глобализация.
Во ВКонтакте можно ограничить поток новостного фида и удобнее фильтровать свою ленту. Сейчас происходит интересный процесс — паблики из локальной сети стали переходить на Facebook. И сейчас я начинаю замечать там страницы, от которых бежал и отписывался во ВКонтакте. С другой стороны, во ВКонтакте появляется все больше людей, которые раньше присутствовали только в западной сети.
Лично мне в Facebook очень не хватает контента. Нет музыки, видео, простора для самовыражения. Во ВКонтакте встает только вопрос о том, в какой контекст ты все эти возможности вплетешь.
Есть идеи, что можно еще добавить в функционал ВКонтакте для ведения страниц?
В принципе, все, что нужно людям, там есть — видео, музыка, картинки, геолокация, опросы.
Геолокация, кстати, не особо работает.
Я обычно не чекинюсь. Но мне кажется, что на Foursquare с этим намного лучше, чем в Facebook. Он гораздо удобнее из-за функции «Отзывы». По сути, это книга жалоб, которая у тебя под рукой. Важнее даже не то, чтобы написать, что «я здесь», а возможность почитать отзывы. В отличие от бесполезного Instagram, который пока умеет только тешить самолюбие.
Расскажи про популярный паблик «Расскажи про абрикос» — не могу понять, о чем это.
Ну просто люди устали от многого и полюбили абсурдный юмор. Страницу репостнули в популярном паблике. У меня был пост про абсурдность жизни, условно он назывался «Батон». Смысл в том, что я просто вышел из какого-то магазина ночью и на остановке надкусил батон, сфотографировал его и выложил во ВКонтакте со словами «Я ем батон на остановке, репост плиз». Там сейчас около 4 000 лайков. О чем это?
Интересно, кстати, что, когда все пользовались LiveJournal, круто было быть блогером-тысячником. Когда у меня появился первый паблик и я набрал первую тысячу, это было счастье. Но потом появилось 10 000, потом 20 000, потом 100 000 и так далее. Сейчас тысячник — это миллионник. Удивительно, как быстро произошли такие изменения.
Хочу еще сказать об этой вещи. Сейчас паблик становится чем-то более важным, чем просто паблик. В художественном плане. Если представить, что живопись давно потеряла сакральность, и художник ищет какие-то новые медиа, то паблик может стать таким цифровым холстом. Важный момент заключается в том, что это сообщество находится в социальной среде. Ты все время творишь в социуме, и это даже чем-то похоже, например, на стрит-арт. То есть это не музейное искусство, а такое, которое создается обязательно с включением людей.
Мне кажется, потенциально, с помощью публичных страниц можно придумывать крутые проекты, которые, при определенной точке зрения, могут иметь конкретную художественную ценность.
Источник: