1. Издание и аудитория
Во-первых, определитесь с тем, куда вы пишете. Тексты на портале про технологии, политику или культуру будут очень отличаться, хотя они вполне могут быть на одну тему. Предположим, вас интересует корреляция музыки, которую слушает человек, и его личностных качеств. В первом случае вы напишете о том, как музыка влияет на потребление гаджетов, во втором — на его политическую позицию и взгляды, в третьем — на то, как человек образован, его чувство вкуса, стиля и прочее. На любую тему можно посмотреть с разных сторон. Выберете опору, основываясь на предпочтениях аудитории издания, куда вы собираетесь писать.
Во-вторых, пишите о том, что интересно лично вам. Вы можете искусно спрятать свое равнодушие, сделав текст на заказ, но он никогда не выйдет таким хорошим, как тот, который вас действительно волнует. Ведь, в конечном счете, главное в любом творческом акте — это вы сами.
2. Определение темы и содержания
После того, как вы более или менее определились с аудиторией и углом зрения, четко сформулируйте тему и проблему. О чем вы хотите рассказать? Правда ли это важно? Кто до этого уже говорил об этом и как? Если тема освещалась уже в нескольких СМИ и вам нечего добавить, то к чему за нее браться? Достаточно ли у вас опыта, чтобы выступить в роли эксперта, или вы будете опираться на имеющийся опыт других людей? Все эти вопросы отвечают за форму, в которой будет подан текст.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
После того, как вы определились — напишите структуру текста. Разбейте текст на вступление, основную часть и заключение. В основной части выделите несколько подтем, которые хотите осветить. Например, 1) ваши наблюдения о том, как музыка влияет на личные качества с примерами, 2) исследования на этот счет, 3) группы людей, которые можно выделить, основываясь на музыкальных предпочтениях
3. Вступление, основная часть, заключение
Начните со вступления (лида). Это очень важно. Здесь должна быть завязка, которая захватит пользователя и заставит его читать ваш текст дальше. Напишите, почему эта проблема так интересна или привлеките узнаваемых персонажей. В нашем случае можно привести в пример подростка Алекса из «Заводного апельсина», который любил слушать Бетховена. Вспомните популярные фильмы, сериалы и книги, которые отражают вашу проблему.
Напишите основную часть, разделяя ее в голове или прямо в тексте подзаголовками на несколько частей. Спрашивайте себя — так ли это важно? Если нет, не надо загружать читателя лишней информацией. Ошибка редакторов, которая перешла в интернет из печатной прессы, в том, что даже оплату предлагают за знаки. Получая задание, журналист спрашивает — какой должен быть объем? Но короткий текст бывает ценнее длинного. «Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче», — сказал Блез Паскаль еще в VII веке, и за ним позже повторяли многие. В общем, если получается написать короче, не выдавливайте из себя лишнего.
Заключение — часть такая же важная, как и вступление. Это то, что подводит итог, наполняет смыслом все, что вы написали. Заключение — оправдание перед читателем, который потратил время на ваш текст. Оно может быть упадочным, оптимистичным, нейтральным, но эмоциональным. На письме такое заключение можно было выразить несуществующим символом — что-то между восклицательным и вопросительным знаками. После заключения читатель останется наедине со своими мыслями.
4. Стиль
Ну вот, вы написали первую черновую версию. Теперь понятна суть, есть содержание, проработана проблема или поставлен вопрос. Но этого недостаточно, чтобы читателю было приятно обращаться именно к вашим текстам. Конечно, если вы не великий репортер, который достает ценную информацию — таких единицы. Стиль — это то, что делает прочтение не только полезным, но и приятным. Стиль должен, во-первых, отражать вас. Во-вторых, соответствовать изданию, в котором вы пишете. Многие мастера типа Уильяма Зинсера, Уильяма Странка или Льва Лурье советуют делать предложения короткими, а текст — сжатым и «наполненным».
С другой стороны, есть масса великих и сложных авторов, которые растягивали предложения на страницы, и они отнюдь не создавали ощущение быстрого чтения. Вопрос в том, в чем вы чувствуете себя комфортно, и, конечно, в теме, которую раскрываете. Глупо писать о ВВП (речь про экономику) и при этом литературно растягивать предложения, подражая Кортасару. Прочитайте классическую книгу — «The Elements of Style» Странка и Вайта (хотя она и была написана в начале XX века и многие склонны считать ее устаревшей). И другие — «On writing well» Зинссера, «The birth of the new journalism» Вулфа (сборник эссе разных авторов в новом жанре — истории на грани романа и репортажа), «Zen in the art of writing» Бредбери (раскрывает особую технику автора).
Многие писатели и журналисты оставляли эссе о том, как учились писать и что этому способствовало. Портал brainpickings.org посвящен взгляду в жизнь авторов. Чем больше вы будете следить за техникой хороших писателей и журналистов, чем больше будете тренировать свое письмо, тем ярче будет становиться ваш собственный стиль.
5. Перечитайте все еще раз
А лучше отложите текст, подождите какое-то время или ложитесь спать. А потом посмотрите на него по-новому. Подумайте, где у пользователя может возникнуть ощущение недосказанности, где можно быть убедительнее, где стоит использовать другие слова — синонимы. Возможно, вы пропустили пару моментов, где с помощью метафор или привлечения известных персонажей можно провести аналогии. Подумайте, какие образы должны появляться перед человеком при чтении текста. Если их недостаточно, придется снова поработать. Когда вы поймете, что улучшать текст нет больше сил, дайте посмотреть его человеку, чье мнение для вас важно. Хорошо, если после всего этого текст будет смотреть редактор, который отнесется к нему отстраненно и внесет свои финальные правки.
Источник картинки на тизере: Tips for bloggers
Источник: