Fakestival: место для креативных, но неосуществленных проектов

На фестивалях принято собирать проекты, которые получили признание не только жюри, но и клиента, проще говоря — реальные рекламные кампании. Но команда брендингового агентства Punk You Brands посчитала, что оставлять в ящике нереализованные идеи — которые после работы с клиентом остаются всегда — несправедливо, ведь заказчик часто предпочитает продающий проект креативному. Чтобы ни один шедевр современной российской рекламной индустрии не пропал, в Punk You Brands решили запустить Fakestival: обязательным условием для участия в нем является именно нереализованность рекламного или дизайн-проекта.

Как развивался Fakestival

Чтобы проверить, работает ли идея фестиваля нереализованных проектов, первое мероприятие в 2011 году организаторы решили провести только онлайн. В роли жюри согласились выступить арт-директоры крупнейших россйиских агентств: Red Keds, FIRMA, LMH consulting, Direct Design, Clёver и т. д. Номинации оставили классические: печатная реклама, рекламные кампании, айдентика, упаковка, видео, диджитал, предметный дизайн.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

На участие в первом фестивале было подано 227 заявок, из них в шорт-лист попали 36. «Стало ясно, что фестиваль привлек внимание, агентства активно интересовались результатами и обсуждали проекты, поэтому мы продожили развивать мероприятие», — говорит Данил Снитко, арт-директор Punk You Brands.

На следующий год Fakestival перешел в офлайн — мероприятие проходило в Горном Алтае, недалеко от городка Аскат. Проектов стало еще больше, целых два участника получили гран-при. Еще через год фестиваль прошел в Риге. «Несмотря на то, что это было заграницей, организация обошлась значительно дешевле, — вспоминает Снитко. — Мы были уверены, что в Риге тусовка больше, чем на Алтае, собственно, так оно и оказалось».

В этом году фестиваль вернулся в онлайн. По словам организаторов, это позволило сократить расходы на организацию, а сэкономленные деньги потратить на призы: Apple iMac 21’’ за первое место, Apple iPhone 5С — за второе, Apple iPad Mini Retina — за третье и гран-при получает Apple iMac 27’’. Однако главная причина, почему фестиваль снова виртуализировался, увы, политическая. Организаторы планировали провести мероприятие снова за границей, на этот раз в Украине, но сложившаяся ситуация не позволила довести идею до конца.

По словам Снитко, в 2014 году фестиваль, хотя и проводился онлайн, порадовал результатами: проекты стали на порядок выше по качеству и исполнению, обновился состав жюри, появились иностранные эксперты: Дэвид Лоу (SomeOne, Великобритания), Маркин Мрожчак (DDB Warsaw, Польша), Владислава Денис (Cheil, Украина). Несколько работ победителей были даже куплены другими агентствами.

Читайте также  Думай как стартап

Гран-при Fakestival 2014 и первое место в номинации «Печатная реклама» получил проект digital-агентства Wow, которое представило тизер для нового сезона сериала «Игры престолов». Как рассказала арт-директор агентства-победителя Наталья Борисова, формат фестиваля позволил выплеснуть всю креативность, которая часто ограничивается рамками проектных задач. Она также отметила, что за три года существования фестиваль сильно вырос: «Проекты стали выше по уровню, агентства изучают друг друга и видят, что такое высокое качество работы, и это, конечно, поднимает уровень отрасли в целом». Однако она также заметила, что было бы лучше, если бы групповые проекты в рамках фестиваля соревновались с групповыми же, а не с индивидуальными, ведь когда над проектом работает группа специалистов, результат более продуманный.

С тем, что работы вышли на новый уровень, согласен и Александр Люблинский, директор студии Nile, проект которой взял золото в номинации «Айдентика»:

«Участников среди студий и агентств новых мало или чуть меньше чем нет, но их уровень стабильно растет. При этом побеждают частенько одни и те же», — отмечает Люблинский.

Проект Nile был разработан для обувного бренда Shoes Market.

Формат имеет значение

У онлайн-формата есть свои минусы: участникам не хватает общения, мастер-классов, лекций. Все же офлайновый формат мероприятия позволяет участникам познакомиться, обсудить проекты. Алексей Стасюк, директор студии Big Bag Films, получившей приз в номинации «Онлайн-голосование» (за работу голосовали посетители сайта), считает, что общение для фестиваля не главное: «Фестиваль — это открытие. Ты можешь оценить силы и приоткрыть занавес рынка, общаясь с участниками. Но интереснее другое: Fakestival показывает, какой реклама могла бы быть. Есть ли разница, где ты увидишь проекты: на сайте или в презентации на мероприятии? Есть возможность продемонстрировать свои самые креативные проекты — что еще нужно?»

Награду студии Big Bag Films принесла видеореклама детского питания Nan. Реклама должна была привлечь внимание мужчин, которые обычно игнорируют такие продукты.

Проблема фестивалей

Существует мнение, что фестивали нужны неудачникам, на них посылают проекты, которые не продают, ведь креатив затмевает сам продукт, а брендам это не нужно.

По словам Алексея Мешкова, креативного директора Instinct BBDO и одного из жюри Fakestival, большинство работ фестиваля оторваны от реальности, не отвечают потребностям реальных людей в реальном мире и зачастую используют методы, которые либо не существуют технологически, либо являются далеко не оптимальными в конкретных случаях. Мешков не отрицает полезности фестивалей, но считает, что превращать их в самоцель — глупо:

Читайте также  Юджин Миропольски: «Люди сами рекомендуют сервис друг другу»

«Фестивали нужны, но я уверен, что хорошие режиссеры не снимают фильмы ради „Оскара“, а хорошие физики не совершают открытия ради „Нобеля“. Поэтому я уверен, что хорошие рекламщики не должны делать рекламу ради „Львов“».

По мнению Дмитрия Карпова, соавтора дизайн конференций Microsoft Desogn Camp и Yota Idea Camp, даже если от фестивалей нет практической пользы и они проводятся для «накачки самолюбия», от них все равно есть толк: «Ведь не фестивали нужны, а смелые творческие головы в агентствах, способные выдавать, когда требуется, отличные, умные, смешные, идеи-удивляшки. Если просмотр работ фестиваля вдохновляет и веселит, от этого всем хорошо. Идеи должны жить, они должны иметь притяжение здравого смысла, чтобы посторонним людям хотелось быть соучастником реализации, дать жизнь проекту в реальности.

В портфолио каждого плодовитого креативщика должно быть 25% чистых, честных фейков, которые круче и интересней, и показывают личную крутость и потенциал, а иначе как увидеть, что ты действительно способен сносить крышу и клиенту, и аудитории?»

Источник: cossa.ru

Violettafan